"Человек в высоком замке". Затянутый сериал, ушедший от краткости идей Филипа Дика
При обзоре первого сезона сериала --
Например, в сериале вместо романа «Когда наестся саранча», написанного человеком из высокого замка, есть кинохроника под таким же названием, или вернее, кинохроники. Некоторые кинохроники немного отличаются друг от друга, ммм... описывая немного разные исходы войны.
Кстати, и в книжном романе, написанном человеком из высокого замка, описывается то, что победителями стали союзные державы, но показанный мир не похож на наш.
К концу первого сезона сериала расхождения с романом и вовсе превратились в пропасть.
В мире сериала надо ещё разбираться, возможно, во втором и третьем сезонах будут даны ответы, многое объяснено. А пока впечатление от мира сериала и происходящего в нем, как и писал, отрывочное.
Аннотация и мировая картина в сериале:
Германия и Япония выиграли Вторую мировую войну. Покоренная Америка (и Канада) разделена на Великий нацистский Рейх и Японские Тихоокеанские штаты, между ними находится нейтральная территория, называемая ещё Штатами Скалистых гор. Вообще весь мир разделен между победителями и лишь несколько стран сохраняют нейтралитет и пока неприкосновенность. На дворе 1962 год. Но на пороге новая холодная война между Германией и Японией (чего кажется не было у Дика). И плетутся интриги, как среди нацистов, так и среди японцев. Где-то в глубине американского народа зреет недовольство чужеземной администрацией, и вот некоторые сознательные личности организуют глубоко законспирированное подполье. Занимаются эти повстанцы распространением кинохроники, показывающей победу союзников.
Сериал начинается с того, что главная героиня – Джулиана, живущая в Сан-Франциско под управлением японской администрации, сталкивается на улице со своей сестрой и та ей отдает бобину с каким-то фильмом, но почти тут же сестру расстреливает японская секретная полиция. И потрясенная этим Джулиана просматривает попавшую в её руки кинопленку под названием «Когда саранча наестся», и.... отправляется с этим в нейтральную зону. С другой стороны американского континента, в Нью-Йорке молодому парню Джо Блейку сопротивлением дается задание отвезти некий груз ( и вместе с ним тоже кинопленку) в нейтральную зону. Кинопленки, а их оказывается много, собирает некий Человек в высоком замке, или он их снимает... я не разобрался. Одновременно за этими кинопленками охотится нацисты. И так далее..
Придирки и впечатления:
Напишу сразу, что мне не понравилось в сериале. Это некая местечковость событий, показанных в сериале. Ничего об окружающем мире, о судьбе России (Советского Союза), Европы, Африки... так показан альтернативный Сан-Франциско, кажется, Нью-Йорк, пара мест на Среднем Западе, и в конце сезона немного альтернативного Берлина и австрийский замок в горах. И пожалуй всё, на происходящее в мире за рубежом Америки даются лишь туманные намеки в разговорах. Понятно для кого снимался сериал, и что интересно целевому зрителю. Но у меня не сложилось цельного образа альтернативного мира, где победили Германия и Япония. Многое остается на откуп воображения зрителей и фанатов. Ну, ладно, это всё субъективно. Возможно, так было и в книге, не помню.
Из сериала непонятно, что же привело к такому миропорядку. И чтобы понять полностью что же происходит в сериале, надо все же прочитать книгу Филипа Дика или лезть в интернет.
На
Фанатами нарисовано куча
В целом, сериал неплохой, он захватывает внимание, хорошо выдержана атмосферность происходящего, есть внимание к мелочам альтернативного мира. Но вот с философией, духом сопротивления, кто такие повстанцы-сопротивленцы, ради чего они борются, непонятно. Ради чего им нужны эти кинохроники-фильмы? Чтобы отдать их некому человеку в высоком замке?? А зачем они нужны ему?
Если в романе Дика были книга «Когда наестся саранча» и некий её автор, и Джулиана из романа в конце концов вроде встретилась с ним, то в сериале это кинохроники, и Джулиана, не думаю, что встретится с автором или авторами этих пленок. Ничего на конец первого сезона об этом пока не говорит.
Но в сериале присутствует большая доля мелодраматизма, личных трагедий, много связанных с этим сцен, интересных, но некоторые из них отдают клише. Порой тошнит от всего этого, хотя вроде не должно.
Треугольник главных героев: Джулианы Крейк и Джо Блейка и Фрэнка Фринка, их взаимоотношения между собой и другими персонажами перетягивают всё внимание на себя, оставляя более грандиозные события, судьбу, так сказать, всего мира где-то на заднем плане. Это хорошо для обычного зрителя, но для любителей призадуматься – А что было бы если во второй мировой войне победили Страны Оси... (кстати, как-то мы забыли об Италии... ну ладно), становится скучно.
Актеры в сериале подобраны интересные и хорошие, не всех я помню по сериалам и фильмам, но например, есть тот же Руфус Сьюэлл из "Тёмного города" в роли крутого и жесткого нациста, (что меня порадовало и заинтриговало) ещё парочка известных мне по «Боевому крейсеру Галактика» актеров.
Я буду говорить о личных впечатлениях, не стыдясь своей, возможно, ограниченности.
Возможно, порой сцены сериала намекали на что-то мне непонятное, на какие-то культурные мемы, на яркие образы, понятные западным зрителям, например на тот же день Ветеранов, который, кажется, был недавно, в последний понедельник мая, и на традиции японцев. Кстати есть ли у немцев, нацистов такой день? Потому что, то что нацисты празднуют этот американский день... это немного странно, сбивает с толку.
Культурные особенности японцев, как харакири, философия восточных единоборств и боготворение членов императорской семьи мне понятны, да, но их надо принимать с лету, не останавливаясь, чтобы уследить за смыслом сцен.
Как бы всё понятно, но чтобы осознать и принять, надо сделать усилие и пока ты перевариваешь, что-то от тебя ускользает. Я, надеюсь, всё понимал правильно, но так как я не рожден в Америке (или Японии), на некоторые культурные намеки реагировал с запозданием. Можно сказать, что этот сериал внутри-американский.
Наверно у сериала есть две категории зрителей, первая – которая следит лишь за личными трагедиями героев на фоне неких исторических событий, вторая более культурно и исторически подкованная следит за более глубокими смыслами альтернативной истории, отыскивая намеки и ассоциации на нашу реальность.
Если попытаться влезть во вторую категорию, и следить за глубинным смыслом сериала, то сериал трудный для понимания, его сложно воспринять, несмотря на простоту просматриваемого, дается слишком мало намеков. Возможно, что и надо то принимать всё поверхностно, следя за судьбами героев, но тогда теряется дух первоисточника — романа Филипа Дика.
Или создателями сериала подразумевается, что зритель читал книгу Филипа Дика и ему не надо ничего объяснять?? Возможно. Я например читал книгу и понимал в каком мире происходит действие, но как воспринимал незнакомый с первоисточником, не знаю. Возможно, он просто следил за перипетиями приключений главных героев, ничего не понимая об окружающем мире.
Финальная сцена первого сезона намекает на некоторый резкий поворот, в духе книги «Меж двух времен» Джека Финнея, но чтобы её понять, надо смотреть дальше.
P.S. Послесловие Если честно, сериал к десятой серии мне надоел, так как много в нем личных судеб и мало самой альтернативной истории. Если бы самому миру сериала, некоторым интригам отдавалось бы больше места, и действие было бы не столь тормозящимся переживаниями героев, то смотрелось бы гораздо интересней.
Конечно, нельзя не обойтись без переживаний героев, но тут им отдали много времени, затянув действие. Сами важные с точки зрения истории этого альтернативного мира сцены или факты подаются мельком, и опять следуют переживания и сомнения героев. Казалось бы, ну все герои решились на важное для себя решение, но тут опять что-то им мешает и решение откладывается на следующую серию. Видимо так сценаристы решили удлинить сериал?? Если так, то это плохой ход.
Всё можно было бы скомпоновать в шесть серий, или даже пять, без потери смыслов и интриги. Иногда на протяжении одной серии пережевывалось последствия предыдущей серии для героев. И в последующей серии герои, как дураки, не научившись на своих проколах, опять лезли головой в петлю.
Затянутый без надобности сериал на тему альтернативной истории, хотя и интересный. И продюсеры какие... тот же Ридли Скотт, второго я знаю плохо, кажется, Фрэнк Спотниц с "Секретными материалами".
Тут можно вспомнить ещё пару книг на эту тему - "Фатерлянд" Роберта Харриса и "Союз еврейских полисменов" Майкла Шейбона, которые кажется тоже собираются экранизировать.