Симпатичная лесбиянка с маской на лице и опытом работы в полиции, афроамериканка с навыками плотника, необразованный музыкант, не имеющий за душой ни гроша, бородатый механик с типичной для североамериканских широт фамилией Смит и русский иммигрант, не доверяющий скопившимся в помещении малолеткам. Разношерстная компания, не правда ли? Но есть ключевой фактор, который объединяет этих людей – вокруг их жилища бродят толпы голодных трупов.
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries нисколько не похожа на зомби-произведения про команду отважных «выживальщиков», которые обладают иммунитетом к заразе и героически прорываются к точке спасения, жертвуя негроамериканцем во имя вселенского блага. Необычная стратегия с непрямым контролем генерирует пять личностей с ярко выраженными характерами, слабостями и сильными сторонами, страхами и пристрастиями, и помещает развеселую компанию в noname-город. Да это же ровно на одного персонажа больше, чем в Left 4 Dead, верно? Почему бы не устроить раш-прогулку с улюлюканиями и отстрелом всего, что посмело передвигаться. Запастись боеприпасами, медикаментами и дойти до… Стоп, стоп, стоп.
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Слабоумие и отвага - штурмуем здание полиции с дубьем и одной винтовкой.
Загвоздка первая. Пять человек набились в один домик и действительно не знают, куда надо идти. На доступном участке карты отмечено порядка 20 строений, в одном из которых обосновались мы, любимые. В процессе прохождения нам предстоит прошерстить несколько домов, чтобы хотя бы понять, куда надо добраться. А до тех пор – выживаем, радуемся жизни. Zafehouse разбита на отрезки времени длиной в один час. В начале каждого хода мы раздаем команды, проверяем среду обитания на наличие заблудших трупов и пытаемся решить накопившиеся проблемы. Прежде всего стоит помнить, что название игры – яркий пример тонкого троллинга. Ни в одном помещении пресловутой «безопасности» не существует. Мы можем обеспечить надежную защиту – приказать нашим пейзанам отстраивать баррикады, мастерить ловушки и модифицировать оружие. Но никто не гарантирует того, что баррикада не рассыпется под натиском зомби, а ловушка не схлопнется на ноге одного из героев. Жизнь полна сюрпризов, username.
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Слишком много барахла и слишком мало рук - унести получилось не все припасы
Загвоздка вторая. Под нашим бдительным наблюдением оказались пять личностей с разным социальным статусом, уровнем образования, половой ориентацией и цветом кожи. Прозрачнее всего с профессиями – каждая из 13 возможных специальностей определяет навыки героя. Понятно, что офицер полиции окажется лучше в скоростной стрельбе по головам голодных тварей, а уборщица быстрее отмоет с пола следы минувшего сражения. Не удивляйтесь – Zafehouse лучше всего иллюстрирует фразу «Все профессии нужны, все профессии важны». Остальные данные из личного дела формируют граф отношений. Взглянув мельком на зеленые и красные линии, пробегающие между портретами персонажей, вы можете плюнуть на него и отправиться «мочить зомбей». И зря. Недопонимание перерастает в перебранки, горячие споры заканчиваются мордобоем, поножовщина… Каждый, кто хоть раз видел утренние полицейские сводки, понимает, к чему я клоню. Если герой не справляется с возложенной на него работой, остальные перестанут ему доверять. Если персонажи начинают голодать, настроение внутри группы резко портится. Если после вылазки отряд недосчитался одного бойца, мощный негативный заряд обеспечен. Напряжение нарастает даже от длительного пребывания на одном месте. Поднять настроение можно успешным рейдом или релаксирующими посиделками с гитарой. Можно организовать небольшую пирушку или распустить слухи, что один из выживших в свое время написал замечательную книжку про мальчика-гея. Балансируя на тонком льду, нам постоянно приходится поддерживать отношения в «зеленой зоне», чтобы не случилось казусов.
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Зои появилась в городе при помощи встроенного редактора, как и товарищ Грабовой
Еще раз обращу внимание на тот факт, что героями нельзя управлять напрямую, только раздавать задания. Мы не можем крикнуть разбушевавшемуся священнику: «Эй, не бей девушку гитарой по голове!». Нам не удастся приказать герою взять в руки циркулярную пилу или арбалет, если он упорно выбирает фонарик, которым ловко расправляется с мертвецами. И, самое главное – никто не может знать, что случится через час. По структуре геймплея Zafehouseнапоминает другие игры с «антикризисным менеджментом» вроде недавнего FTL: Faster Than Light. Мы постоянно находимся в опасной ситуации. Даже когда за окном светает, полки ломятся от количества припасов, а герои посылают друг другу воздушные поцелуи и клянутся в дружбе до гробовой доски, в дверь может постучаться вооруженный зондеротряд с требованием выдать одного из членов группы. Как поступить в этой ситуации и какие последствия ждут команду? Игра постоянно подкидывает проблемы, а мы отчаянно пытаемся их разрешить. Помочь ли путнику, зашедшему на огонек? Взять с собой побольше съестного или прихватить медикаменты? Обосноваться в укрепленном доме или переместиться в здание банка? Черт побери, она умудряется задавать слишком много вопросов, на которые не существует однозначных ответов. Многогранная, безграничная игра, которую разработчики постоянно допиливают и предоставляют новые возможности.
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Zafehouse: Diaries - Осиное гнездо
Иногда даже мертвые девочки могут приносить хорошие вести
Есть и существенная проблема, свойственная играм, предпочитающим держать пользователя в постоянном стрессе. Zafehouse имеет свойство заканчиваться ВНЕЗАПНО. Всемогущий полярный лис может заглянуть в наш дом уже на втором часу, заставив орду атаковать неукрепленное строение. Или придержит свой пыл до того момента, как герои добудут снаряжение, определятся с финальной целью и решат по пути заскочить в безобидный магазин, где можно разжиться едой, фонариками и другим барахлом. Никакое мастерство не спасет нас от внезапного конца, увы. Плюс к этому Zafehouse предъявляет немифические требования к самому игроку. Как вы можете наблюдать на скриншотах, графический интерфейс ограничен картой с токенами выживших, панелью команд, графом отношений и заглавным дневником, в которым с поразительной детализацией отображаются все действия персонажей. Дотошные записи пестрят производственным садизмом – мы можем узнать, как именно скромная девушка отбила ходячему трупу желание воскресать снова или как престарелый инженер расстроился после проигрыша шахматной партии. Именно подробные описания помогают воссоздать в голове цельную картинку происходящего. Бесконечная реиграбельность и воссоздание отношений внутри команды делают эту игру обязательной к применению для всех ценителей зомбиапокалипсиса и просто хороших инди-проектов.