Не прав Мизинец, война без математики невозможна. Сколько нужно войск для отражения врага? Количество стрел и болтов? Мечей, копий, щитов? Потребность в провианте на день, на месяц, на компанию? Куда и на чём подвозить? Все эти и множество других военных вопросов требуют точных расчётов.
Точно также требует расчётов игра на «очень сложном» уровне. Какие способности взять в первую очередь? Каков должен быть оптимальный состав отряда? Как добиться максимально быстрого роста героя в уровнях? Вот об этом и поговорим!
ПЕРВАЯ КАРТА
Едва выйдя из болота, не успев даже вылить из сапог зловонную жижу, герой вступил в бой. Ну да, именно сам герой. Максимум, что он мог позволить свите – наносить первый удар по жертве, чтобы ослабить, но добивать врага должен рыцарь. Бертольду приказано уходить в защиту, затем задерживать ход, после чего вновь защищаться, пока главный герой сражается с врагами. Лучник поставлен в первую шеренгу, чтобы не мешал получать опыт своими выстрелами. Тяжело ранили спутников? Ну и ладно; главное, чтобы сэр Найджел остался на ногах и завершил сражение победой; тогда весь опыт достанется ему.
Первый бой выигран, теперь предстоит сразиться с шайкой бандитов. Пришедший в храм рыцарь поступил крайне эгоистично, вылечив только себя, и нанял в деревне травницу. В таверне выслушал все слухи, кроме одного, который указал бы расположение разбойников. Идти к ним с одним доктором нельзя: если атаковать врага самому, чего доброго, убьют. Каждый день в деревне появляется ещё один доступный для найма клирик, но вражеский отряд всё это время будет повышать уровни, вряд ли с ним удастся справиться даже при помощи трёх докторов.
Поэтому рыцарь гулял туда-сюда, ожидая наступления следующего дня и проверяя, не появилось ли на рынке новое снаряжение? Сходил на кладбище и посетил башню, где должно было находиться разбойничье сокровище.
Это интересно!
Вот за подобные предложения – сходить в место, известное создателю героя – мне всегда влетало от классических ролевиков. «Ты знаешь, где находится сокровище, но твой герой не знает! Не сметь ходить в башню, пока тебе о ней не расскажут!» Успокойтесь, ребята, мой рыцарь обшаривал окрестности и случайно наткнулся на башню с засевшим в ней отрядом разбойников. Кстати, сокровища при них нет! Оно действительно появится только после сообщения в таверне.
Башня взята, опыт пришлось делить. Но всё равно - неплохо!
Прогнал из отряда охранника и священника, зато нанял троих медиков. Узнал о разбойниках и сразу атаковал, действуя по той же схеме – сражается только рыцарь.
Да, не повезло травнице... Проклятые лучники!
Следующий бой: штурм замка. Теперь без наёмников не обойтись; иначе отряд получит слишком много повреждений. Все тяжело ранены при штурме? Зато рыцарь повысил уровень и может не обращать внимания на первую рану. После сражения с бывшим хозяином замка повысили свой уровень три медика, и был нанят четвёртый.
Победив высадившихся наёмников, сэр Найджел убедился, что для повышения уровня не хватает совсем немного. (Не исключён вариант, что кому-то удастся получить два уровня уже на первой карте. Попробуйте!)
Несколько дней пришлось потратить на закупку лучшей экипировки для себя и Бертольда; настала пора вернуться домой.
ВТОРАЯ КАРТА
Высадившись, герой отобрал коня и всё снаряжение у Бертольда. Вообще-то, он должен всё отдать сам, но лучше не рисковать. После разговора двинулся направо от таверны, вскоре из леса вышла пара разбойников. Короткий поединок, и рыцарь получает возможность сражаться верхом.
Герой немедленно отправился в поход вдоль берега реки, уничтожая крестьянские отряды. Если промедлить, отряды либо повысят уровни, и их трудно будет победить без посторонней помощи, либо будут уничтожены другими, нейтральными отрядами. (За «союзниками» есть такая пакостная привычка – уничтожать слабые отряды, лишая героя доступного опыта, но не трогать при этом сильные.)
Врёшь, не уплывёшь!
Зашёл в храм и взялся его защищать; тотчас выйдя наружу, чтобы сражаться верхом. Монахи откладывают ход и всячески уклоняются от боя при помощи отступления, все удары наносит рыцарь.
Одержав победу, рыцарь не стал разговаривать о призраках на кладбище. Он знал, что легко одолеет "призраков", но пока будет искать наёмников для победы над их нанимателем, тот повысит уровни – и всё. Нанял трёх докторов, уничтожил с их помощью более сильные вражеские отряды, получил задание на подмену меча и только после этого взял задание на зачистку кладбища. Победив «призраков», поспешил к месту встречи, на мост.
Это важно!
Одержав победу на мосту и взяв в плен местного дворянчика ни в коем случае не спешите в город, сдавать его страже – позже объясню, почему. Пускай пока что поездит с вашим героем. Какое-то время городской магазин не будет вам доступен – ничего страшного. Задание на подмену меча обязательно должно быть взято до очистки кладбища и сражения на мосту!
Сэр Найджел продолжил курсировать по карте, уничтожая неопасные вражеские отряды, закупая экипировку для себя и дворян, приобрёл особое вино, отыскал чёрное ожерелье. Едва рыцарь занялся выполнением задания по подмене меча, как в его распоряжение поступила вышка. Велик соблазн сразу же заполнить её войсками, однако герой поостерёгся это делать.
Из личного опыта:
С появлением у героя вышки на карте появится и отряд крестьян, которых нужно уничтожить. Пока я разыскивал необходимых бойцов, перемещаясь от посёлка к посёлку, «квестовые враги» стремительно росли в уровнях; враги вообще повышают уровни в несколько раз быстрее по сравнению с вашим отрядом. (Великое счастье, что они при этом не закупаются лучшей экипировкой!) Когда я наконец решил перебить бунтовщиков, выяснилось, что они перебьют мой отряд гораздо быстрее. Оставить их в покое до момента взятия четырёх замков и увеличения собственного войска? Пришлось начать прохождение карты заново…
Главное - у них нет лучников.
Истребил крестьян и подменил меч – идти с докладом в город всё ещё нельзя. Поселил на вышке пять охотников (должны развиться в лучников), трёх новобранцев (должны обучиться в солдат), трёх дворян (обязаны пойти по пути эсквайров). К этому моменту в свите рыцаря были три травницы и знахарки; их дальнейшее развитие не имело принципиальной разницы.
Это важно!
Напоминаю ещё раз: при всех бонусах арбалетчиков - возможность носить щит, стрельба в упор без штрафа - они выпускают стрелы позже лучников, а значит, лучники гораздо эффективнее выполнят задачу по уничтожению или ослаблению наиболее опасных врагов, вроде колдунов, убийц и стрелков.
Сэр Найджел продолжил очищать мир от слабых врагов, таская за собой у седла связанного пленного дворянчика и время от времени проверяя уровни сидящих на вышке.
Как только у одного из гарнизона осталось меньше тридцати единиц до повышения уровня (с него должна начинаться «развилка!»), забрал его в отряд. Накопилось трое, повёз дворянина в город, сдал страже и попросил в награду тренировку: бойцы повышают уровни, развиваясь в нужном направлении.
К этому моменту рыцарь стал «Героем турниров» и даже «Феодалом», получив возможность увеличить количество собираемого золота. В прочем, в этом деле – сборе доходов – ему мешали несколько смертельно опасных отрядов, появившихся неизвестно откуда. Эти злодеи захватывают деревни, а увидев, что неподалёку герой преследует слабого врага, бросаются наперехват. Словом, создают проблемы. Увы, их время пока не пришло.
Попробуем победить?
Не надо было пробовать...
Дайте срок, придёт и ваша очередь.
Зато пришло время создания конного отряда, что является не таким простым делом: лошади появляются в продаже не всегда. Сэр Найджел отдавал предпочтение арабским скакунам, из-за бонуса инициативы и атаки; несколько «Победителей турниров» сумеют значительно ослабить вражеский отряд прежде, чем тому будет позволено атаковать.
Это важно!
Иногда случается, что всадник не может добить вторую жертву, нанося ей только ранение. Зато её преспокойно добьёт второй «Победитель турниров» - для него эта жертва является первой – и перенесёт свой гнев на следующего врага. Надо ли объяснять, какую брешь во вражеских рядах создадут четыре-пять тяжёлых всадников, если только противник не достиг максимальных уровней? Наиболее опасными врагами всадников являются копейщики, наносящие урон именно лошади. Впрочем, благодаря повышенной стойкости всадников, им удаётся справиться и с очень грозными отрядами врага.
Всё же победили.
Подошёл черёд направить в нужную сторону развитие следующей тройки? Рыцарь взял в городе задание «Невеста для Гунтера Райке» и поспешил к нему. После разговора – в таверну «Золочёный крендель», затем - по дороге направо от таверны до встречи с отрядом наёмников (обычно их пятеро, включая доктора). Герой знал, что самое важное - победить наёмников сразу после разговора в таверне, иначе с ними не справиться. Повёз серебряную диадему в город, вновь поговорил с Гунтером и готово: можно сдавать злодейку страже, тренируя ещё троих бойцов в нужном направлении. За оставшимися в башне пришлось пристально следить, чтобы не пропустить момента и взять в отряд перед самым повышением.
Впрочем, эсквайры уже никуда не денутся, всё равно, кем они станут в будущем. Лучники также на правильном пути, а вот пара пикинёров всё-таки нужна. Что касается травниц, их участия в боях больше не предвидится; всё равно, кем они станут. (Но для обороны замка – пригодятся.)
Как только в отряде появилось три максимально экипированных оруженосца и примерно 1500 золота, сэр Найджел решил, что можно штурмовать первый замок. Взял задание у торговой гильдии на истребление каперов, обиженный Гумбольдт потребовал в качестве компенсации 300 золота. Хоть это противоречило рыцарскому кодексу, сэр Найджел посоветовал Гумбольдта идти туда, где солнце не светит, а тот в ответ объявил войну. Дополнив отряд наёмниками, герой устремился на штурм Моссеншутца, ближайшего к городу замка.
Из личного опыта:
При штурме я потерял половину отряда, как вдруг оказалось, что в замке есть ещё один отряд, бой с которым состоялся сразу вслед за первым. Его помогло выиграть построение: стоявший на правом фланге рыцарь атаковал вражеских лучников, находящихся во второй линии.
Теперь в распоряжении героя ещё две деревни и замок, ручеёк золота немного увеличивается. А главное – появляется возможность взять в отряд ещё одного бойца. Понадеявшийся на лёгкую добычу безземельный рыцарь побоялся штурмовать замок, неплохо защищённый – туда перебрались бойцы с вышки, - засел в таверне, был обнаружен кавалерией и уничтожен.
По-прежнему немало неприятных минут доставляли вражеские лучники с их умением «Точный выстрел». К тому же урон жалких разбойников превышал урон, наносимый лучником-сержантом! В довершении всего лучники, как правило, уходили от расправы, сдаваясь в плен под конец боя. Если бы что-то в этом мире зависело от сэра Найджела, он бы, без сомнения, издал приказ: «Лучников в плен не брать!».
Четыре всадника и тяжёлый пехотинец потихоньку начали сводить счёты с серьёзными врагами.
Относительно спокойно были взяты ещё два замка: Гунтера Райке и Бруно Гроссенхофа.
Но настоящий кошмар ожидал впереди: в следующем замке засели сразу пять сержантов стражи… Действительно, кошмар: огромный урон в сочетании с контратакой; ВСЕ наёмники были перебиты на первом же ходу. Оруженосцы и рыцарь с огромным трудом сумели уничтожить двух копейщиков, и отряд пал.
Это важно!
Именно поэтому необходимо держать в резерве не менее четырёх лучников: они наносят стражникам урон, не вступая в ближний бой. Могут помочь пикинёры, так как они не подвергаются контратакам. Задача бойцов передней линии - уйти в глухую оборону и постараться выдержать хотя бы два удара.
К счастью, к этому моменту в распоряжении героя были два пикинёра-ветерана и четыре лучника сержанта. Всё доступное золото ушло на усиление лучников и увеличение их инициативы. Наёмник пали, но выдержали первый удар, дав возможность лучникам произвести точные выстрелы. Не подкачали и пикинёры.
Отряд из восьми бойцов устроил настоящую охоту на оставшихся, самых сильных врагов.
Однако первая попытка штурма укрепления родового замка успехом не увенчалась: всё дело испортили те же сержанты стражи и колдуны; пришлось вновь прибегнуть к помощи лучников.
Остался последний разговор в таверне, однако герой не спешил: оставил всех бойцов в замках и отправился на вольную охоту. Перемещающиеся по карте отряды не превышали четырёх-шести врагов, почти все из них погибали после первого удара копья.
Это интересно!
Знаете ли вы, что за уничтожение одного и того же отряда конный рыцарь получит меньше опыта, чем пеший? Совсем не на много меньше, но всё таки…
Знаете ли вы, что при одинаковом внешнем виде оружие и доспехи могут иметь различные характеристики? Внимательно осматривайте товары в магазинах!
Почему-то никогда не меняются характеристики лошадей, хотя среди них точно не может быть двух одинаковых…
Вот уже в землях сэра Найджела практически нет врагов, лишь изредка появляются небольшие отряды «искателей наживы», крестьяне же совсем присмирели. А рыцарь занят крайне важным делом – поисками лучшего снаряжения; испытывая острейшее желание поднять на копьё Германа Крейге: благодарность за спасение - это хорошо, но нельзя же кидаться к своему спасителю с её изъявлением каждый раз, как только тот появится в поле зрения?!
Личное мнение:
Масса предметов экипировки, появление которых происходит случайным образом – это здорово. Но уж лучше бы эта «случайность» менялась от игры к игре. Или – раз в десять дней. Но она меняется ежедневно… И вот герой в поисках лучшего часами (реального времени!) кружит между лавками и складами, надеясь, что появится что-то необычное. Б-р-р-р… А попробуй, откажись!
Это важно!
Какой экипировке отдать предпочтение? Можно закупить турнирные броню и шлем, выиграв в защите, но потеряв инициативу и даже – о, ужас! – понизив атаку. Ну да, латы паладина хороши, атаку усиливают. Но колет бретёра увеличивает её больше, и повышает инициативу. Мала защита от стрел? Её функции прекрасно выполняет большой щит, а защита в ближнем бою и без того достаточна. Мой выбор – любые предметы экипировки, повышающие инициативу и атаку, пусть и в ущерб защите. Конечно, рыцарь в кожаной броне выглядит странно, если не смешно. Зато он атакует первым – ударом, после которого враг вряд ли останется в живых.
В конце концов, почти всё необходимое было добыто, и сэр Найджел вынужден был спасаться бегством от бывшего соратника.
Долгое время после его ухода заезжие купцы не испытывали никаких проблем с поиском торговых складов и ярмарок в незнакомой местности: все они были соединены в кольцо одиноким конским следом глубиной не менее полуметра; в нём даже трава не росла…
ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЁРТАЯ КАРТЫ
Да что могут поделать какие-то разбойники с рыцарем седьмого уровня?! Герой даже на коня не стал садиться… Была мысль – вообще не брать с собой спутников, но как тогда выдержать штурм ворот? Так что лучник, клирик и пехотинец всё-таки были приняты в отряд – для количества. И при первой возможности оставлены в охранной башне (травница за это время поднялась до знахарки); на штурм башни ласточки рыцарь отправился в одиночку.
Когда пришло время принять в отряд союзника – принял, но приказал тому обороняться, задерживать ход и отступать: не делить же драгоценный опыт неизвестно с кем?
Встреча с агрессивным всадником прошла без осложнений, а штурм ворот был проведён так хитро, что погибли только наёмники.
Правда, измученный долговременной скачкой между лавками и ярмарками сэр Найджел поступил хитрее, чем его предшественники: он не стал продавать за бесценок вообще ничего из трофеев, предпочтя всё увезти с собой: вдруг в будущем можно будет продать за лучшую цену? И конечно снял всю экипировку со спутников, на всякий случай.
«Случай» наступил весьма скоро: лучник и стражник умчались прочь, оглашая лес паническими криками, и только знахарка не покинула своего героя. Что-то ждёт их там, впереди?
Продолжение следует…
Так лучник отважный спешил
Атаку врага отразить, что с башни сорвался...
Разбившись, занял собою весь двор...