Приветствую, друзья! В одном из предыдущих своих постов я писал о персонажах видеоигр, которые заимствовали некоторые черты киноперсонажей. Самая большая их доля при этом пришлась на серию «Mortal Kombat». В этой статье я хочу рассмотреть подробнее героев этой вселенной и эволюцию их образов. Но охвачены будут не все герои, а только вошедшие в оригинальную трилогию с дополнениями и её ремейк («Mortal Kombat», «Mortal Kombat II», «Mortal Kombat 3», «Ultimate Mortal Kombat 3», «Mortal Kombat Trilogy», «Mortal Kombat» (2011)). Почему? Потому что, по моему мнению, в классической трилогии ещё не были совершены популярные ошибки в дизайне персонажей, от которых пострадали её продолжения и спин-оффы. Впрочем, я ещё уделю этому место.
Для начала разберёмся с терминологией. Чтобы охарактеризовать того или иного персонажа, я буду пользоваться определением «гиммик». У этого слова несколько значений в разных сферах. Первоначально им пользовались фокусники для обозначения устройства, помогающего создать иллюзию. Затем его подхватили маркетологи, называя так рекламные приёмы для привлечения внимания потенциальных клиентов. Но в этой статье я буду использовать это слово в том смысле, который ему придают в мире рестлинга. Гиммик в рестлинге — это сценический образ бойца, который включает в себя определённую роль, стиль одежды, выхода на ринг, поведения и боя. Гиммик может меняться: обновляется внешний вид, "хороший" становится "плохим" и наоборот. В общем, есть основание утверждать, что каждый персонаж «Mortal Kombat» (да и практически любого файтинга) обладает своим гиммиком.
Неразрывной линией связаны образы персонажей и сеттинг. Так, первая игра проходила в обстановке, близкой к земным условиям, и обладала восточной эстетикой; при этом огромную роль играла магия, поэтому многие бойцы владели энергией чи и использовали её в бою. В «Mortal Kombat II» игроки увидели иной мир, более волшебный, но отнюдь не сказочный. Наконец, в «Mortal Kombat 3» можно было лицезреть более современные урбанистические пейзажи; одновременно с этим возросла роль технологий, что также нашло своё отражение в дизайне старых и новых персонажей. Все три игры объединяет ореол беспрецедентной жестокости и кровавости всего действа, что делает мир «Mortal Kombat» мрачнее, а героев брутальнее. Здесь нет подростков или детей, «кавайных» персонажей или откровенно ярких образов, все роли заняты оцифрованными актёрами, которые помогли придать игре необходимую долю реалистичности. Поэтому с переходом серии в 3D у неё уже существовала база сильных гиммиков, однако разработчикам не удалось избежать ошибок конкурентов при создании новых частей, главной из которых я считаю клонирование способностей и приёмов уже известных персонажей. «Mortal Kombat» (2011) — это возвращение к истокам; полюбившиеся в прошлом образы снова встали в строй, только на этот раз они избавлены от тех немногих минусов, которыми обладали во времена классической трилогии (привет, «разноцветные ниндзя»).
|
Итак, рассмотрим по очереди героев «Mortal Kombat», начиная с первой части и заканчивая ремейком. Будут отмечены внешний вид, черты характера, коронные фразы, интересные приёмы и многое другое, делающее их уникальными в мире видеоигр. Известные имена и прозвища персонажей будут разделены слэшем. Начнем с того, с кого всё должно было начаться…
ДЖОННИ КЕЙДЖ / ДЖОНАТАН КАРЛТОН
Первая игра серии планировалась как ответ «Midway» сверхмодному в то время «Street Fighter II» от «Capcom». Ключевым персонажем игры должен был стать герой с внешностью актера Жана-Клода Ван Дамма, однако Ван Дамм согласился участвовать в разработке другой игры от компании «Sega» и выбыл из проекта. К тому времени был уже готов прототип файтинга, поэтому, чтобы не терять потраченные на разработку время и деньги, было решено создать игру с новыми персонажами и сюжетом. Но так как работы Ван Дамма были еще свежи в памяти, один из первых героев базировался на его образе из фильма «Кровавый спорт». Первоначально его звали Майкл Гримм, но в итоге он стал известен как Джонни Кейдж.
Гиммик Джонни Кейджа — голливудский актёр, суперзвезда боевиков, владеющий различными боевыми стилями, которым его обучили лучшие мастера Земли. Как боец он крайне уверен в себе, что сказывается на его поведении. Джонни Кейдж не обычный человек — в бою он может ускориться на небольшое время; во время таких приемов видна зеленая тень (красная при усилении), повторяющая его движения. Также он может выпускать энергетические шары. Объяснение этим сверхспособностям было дано в «Mortal Kombat» (2011). Джонни Кейдж — потомок древнего средиземноморского культа, целью которого было создание супервоинов для богов.
В первой игре (1) элементы одежды, как говорилось выше, повторяли экипировку Фрэнка Дюкса в картине «Кровавый спорт»: чёрные шорты с красным поясом (в фильме желтый). Бессменным аксессуаром гиммика на протяжении всех серий стали солнцезащитные очки, которые он не носил во время боя первые две игры, но одевал их в конце поединка в случае победы. Помимо этого, на руках герой носил шипованные браслеты. Очень узнаваемым элементом образа оказался коронный приём Джонни Кейджа — «Удар по орехам», когда герой садится на шпагат и бьёт противника в пах, что также является отсылкой к фильмам Ван Дамма, где он довольно часто применял эту эффектную стойку.
Во второй части (2) разработчики отошли от образа Фрэнка Дюкса и костюм Кейджа изменился: вместо шорт он стал носить черно-синее трико (марки «Otomix») со щитками на голени, браслеты стали меньше и тоже были черно-синие. Из-за ухода актёра Даниэля Песина, игравшего Джонни Кейджа в первых играх, персонаж не появился в «Mortal Kombat 3» и «Ultimate Mortal Kombat 3», но был представлен в «Mortal Kombat Trilogy» (3), где его уже играл другой актёр. В целом, внешний вид Джонни Кейджа из этой части соответствовал его предыдущему появлению в серии, однако на этот раз Кейдж носил очки во время боя и поменял браслеты на защитные наручи. Такой образ без особых изменений сохранялся на протяжении последующих игр вплоть до «Mortal Kombat» (2011). В ремейке синий пояс и щитки на предплечье уступили место, соответственно, белому поясу с выгравированной надписью «CAGE» на бляхе и бинтам от запястья до локтя. Еще одно заметное изменение во внешности персонажа — татуировка с именем героя на груди, что говорит об эгоцентричности актёра.
Джонни Кейдж — первый и один из немногих «несерьёзных» героев; он не вовлечён в личные вендетты и не желает знать истинную цель турнира, подчеркивая его абсурдность. На турнир он является в гламурном костюме, будто на очередную вечеринку. Единственное, что его по-настоящему беспокоит, — это его репутация и карьера, что и послужило причиной посещения турнира. В «Mortal Kombat» (2011) при первой встрече с Рэйденом и Лю Кенгом он называет их «ролевиками», после чего пытается пофлиртовать с Соней. Он служит своего рода комическим персонажем в повествовании о турнире, от которого зависит судьба Земного царства. Так, его форма больше подходит для спарринга, чем для серьёзного боя, что, несомненно, говорит о недооценке сил противника. Ещё одной насмешкой можно считать пару добиваний, проводимых Кейджем. Одно из них — «дружба», фотография и автограф «Самому преданному фанату», другое — фаталити с вручением «Оскара». Создатели проделали неплохую работу при формировании образа героя, не превращая его в откровенного клоуна, чем часто грешат многие разработчики в других файтингах.
КЕЙНО
Безжалостный наёмник и контрабандист, Кейно — типичный пример закоренелого преступника, готового на всё ради личной выгоды. По всей видимости, именно его коварство, жестокость и умение выживать в самых опасных ситуациях позволили ему стать лидером преступного клана «Чёрный дракон». В отличие от других участников первого турнира, Кейно не обладал сверхспособностями и полагался на свою ловкость и любимые ножи. Кейно умеет налетать на противника, свернувшись в шар на манер пушечного ядра. Вдобавок, он достаточно силён, чтобы вырывать у противника органы.
Отличительной особенностью внешности героя является металлическая пластина, закрывающая правую часть лица, которая пришла на смену простой повязке из первоначального дизайна. Эта идея принадлежала Джону Тобиасу — он нашёл пластиковую серебряную маску у себя в шкафу, разрезал её и прикрепил к лицу актёра, исполнявшего роль Кейно. Дополнением к пластине стал кибернетический глаз, оснащенный лазером и светившийся красным. Кейно стал напоминать T-800 из фильма «Терминатор 2: Судный день», популярность которого была на пике. Так в биографии Кейно появилась заметка о повреждении части лица, что ещё больше подчеркивало опасность его «тёмных делишек». В позднейших играх появилось упоминание, что рану ему нанёс майор Джексон Бриггс во время одного из рейдов. Нелады с законом отразились на отношениях с другим персонажем — Соней Блэйд. Официальное объяснение их вражде было дано в ремейке 2011 года: Кейно был двойным агентом, работавшим на спецназ и «Чёрный дракон» одновременно; его предательство послужило причиной гибели многих коллег Сони.
В первой игре (1) Кейно носит белую одежду, похожую на кимоно без рукавов, — это была униформа наёмников «Чёрного дракона». Дополнительная атрибутика включала в себя армейскую разгрузку через левое плечо и чёрные браслеты. В «Mortal Kombat II» Кейно не был представлен как играбельный персонаж, но появлялся в качестве пленника на одной из арен. Это было обусловлено желанием разработчиков ввести больше новых персонажей; в «жертву» были принесены самые непопулярные герои первой части — Кейно и Соня. По сюжету же эти двое были захвачены Шао Каном в конце первой части, став пленниками Внешнего мира.
Тем не менее, Кейно вернулся в «Mortal Kombat 3» с обновлённым дизайном (2). Основными цветами одежды стали чёрный и красный, браслеты заменили щитки, кроме этого, герой обзавёлся армейским поясом и креплением для ножей на ноге — образ стал более милитаристским и мрачным. Облик Кейно в последних частях серии был близок к внешности героя в первом фильме, где роль Кейно исполнил актёр Тревор Годдард, настолько впечатливший создателей игры, что Кейно из американца японского происхождения стал австралийцем. Такого Кейно можно видеть и в «Mortal Kombat» (2011), где он почти не изменился по сравнению с «Mortal Kombat 3»; разве что, появились татуировки в виде чёрных драконов, что напоминает о его принадлежности к клану. Альтернативный же костюм отсылает к облику Кейно в «Mortal Kombat: Deadly Alliance».
Одним из важнейших моментов дизайна Кейно стало то, что он был первым киборгом в серии. Гиммик Кейно, по сути, был единственным однозначно злодейским среди играбельных персонажей первой части, что сильно выделяло его на фоне остальных. Даже первоначальная мотивация посещения турнира основывалась на его алчности: он хотел убить Шан Цунга, чтобы захватить остров под преступную базу; кроме того, ходили слухи о комнате на острове, стены которой состоят из золота, — такой шанс поживиться он упустить просто не мог. Но даже если Кейно и злодей, то, нужно признать, весьма обаятельный; поверьте, когда вы его увидите, у вас прямо-таки сердце из груди выпрыгнет.
РЭЙДЕН
Бог грома и молний, лорд Рэйден — главный защитник Земного царства. Один из младших богов, Рэйден уже миллионы лет защищает Землю от завоевания и уничтожения. Бессмертный обладатель дара управлять электричеством, он выступает в роли мудрого наставника земных воинов в «Mortal Kombat». По сути, Рэйден и занимается отбором бойцов, покровительствуя им. Несмотря на это, бог грома и сам не прочь поучаствовать в турнире, приняв человеческий облик. Как в случае предыдущих героев, гиммик Рэйдена также основывается на персонаже кино. Прототипом Рэйдена стал Молния из картины «Большой переполох в маленьком Китае», а своё имя он получил от японского бога грома.
В оригинальном «Mortal Kombat» (1) Рэйден одет в белое кимоно с широким поясом. Непременный атрибут героя — коническая соломенная шляпа, которую обычно носят крестьяне в восточных странах для защиты от дождя и солнца. Впрочем, Молния также носил в фильме похожую шляпу, но она была довольно громоздка и могла полностью скрыть лицо, поэтому вряд ли подходила для Рэйдена. Во время боя по телу бога проходят видимые электрические разряды, а его глаза, лишённые зрачков и радужки, светятся голубым, постоянно напоминая о его силе и сущности. Многим он запомнился по забавным выкрикам, издаваемым во время выполнения приёмов. Эта белиберда стала прочно ассоциироваться с Рэйденом. Когда серия перешла в 3D, в «Mortal Kombat 4», похожие звуки уже издавали и другие персонажи.
Во второй игре (2) дизайн Рэйдена был незначительно изменён: появились символы с именем персонажа на плечах, обмотки чёрного цвета на предплечье, а также был добавлен табард синего цвета — этот элемент одежды сохранился в последующих играх, став частью традиционного костюма героя. Кроме этого, планировалось, что в бою Рэйден будет использовать посох, однако идею не воплотили из-за технических ограничений. Рэйден не появляется как играбельный персонаж в «Mortal Kombat 3» и «Ultimate Mortal Kombat 3», но его изображение можно увидеть в сюжетной карточке. Одной из причин отсутствия персонажа в ростере была малая память аркадных автоматов, которая ограничивала количество доступных бойцов, а так как в третьей части разработчики хотели ввести ещё больше новых героев, места Рэйдену не нашлось. Существует и другое мнение: актёр Карлос Песина, игравший Рэйдена, был наказан за то, что, как и его брат Даниэль, участвовал в разработке стороннего файтинга — потенциального конкурента «Mortal Kombat». Поэтому его персонаж не появился в игре, зато Рэйден появился в «Mortal Kombat Trilogy», где были использованы спрайты из второй части, а на загрузочном экране его сыграл другой актёр.
В «Mortal Kombat» (2011) гиммик бога грома в целом остался неизменным, единственной новой важной деталью оказался амулет Рэйдена, который сыграл некоторую роль в сюжете. Помимо этого, в игре можно увидеть «тёмного» Рэйдена — более радикального защитники Земного царства, готового пойти на всё ради выполнения поставленной цели. Эту метаморфозу герой претерпел уже после классической трилогии. Именно из-за новообретённой суровости персонажа его альтернативный костюм такой мрачный и больше подходит для боя, чем основной.
Несмотря на свой статус защитника Земли, Рэйден — неоднозначный персонаж. Его роль в серии была и положительной, и отрицательной, достаточно только вспомнить концовку первой части, согласно которой действия Рэйдена привели Землю к уничтожению. В ремейке 2011 года он — главный герой, но, опять же, его поступки иногда имеют пагубные последствия. Бог грома выделяется на фоне других героев своим образом наставника и советника — весьма распространённым в культовых произведениях. Что важнее, Рэйден — первое связующее звено между персонажами и мифологией. Ведь именно мифы и легенды Китая и Японии служили вдохновением при создании нескольких героев серии, что отразилось на последующих играх.
ЛЮ КЕНГ
Взращённый шаолиньскими монахами, Лю Кенг считается одним из сильнейших воинов Земного царства. Он с самого детства слышал о турнире под названием «Смертельная битва» и всю жизнь готовился к нему, пока не заслужил великую честь представлять орден Шаолиня на состязании. Умение контролировать энергию чи, а также знание восточных единоборств вкупе с великолепной ловкостью делают из него по-настоящему отличного бойца. Лю Кенг оправдал надежды, возложенные на него монастырём и лордом Рэйденом, и стал чемпионом «Смертельной битвы»; впрочем, ему ещё не раз приходилось доказывать своё превосходство над другими бойцами, выигрывая в очередном соревновании.
В первой же игре легко можно заметить сходство Лю с легендой кинематографа Брюсом Ли; хотя этот образ и кажется в играх весьма заезженным, на то время он использовался лишь в одной игре до «Mortal Kombat». Чёрные спортивные штаны и тапки в стиле кун фу повторяли экипировку героя Брюса Ли из фильма «Возвращение дракона». Но самое интересное сходство проявилось в озвучке, в так называемом «индюшачьем крике», который запомнился многим игрокам и стал ассоциироваться с Лю Кенгом.
Справедливости ради, стоит упомянуть, что разработчики могли отойти от образа Брюса Ли: изначально планировалось, что Лю Кенга будут звать Минамото-но Ёсицунэ (как исторического персонажа), однако имя было слишком длинным. Кроме того, как настоящий шаолиньский монах, герой планировался лысым, но актёр, игравший его в первой игре, наотрез отказался побриться налысо. Коронным приёмом Лю стал «летящий удар», которому его обучил мастер Внешнего мира Бо Рай Чо.
В оригинальном «Mortal Kombat» (1) Лю Кенг изображался миролюбивым и нежестоким героем. Его фаталити было самым мягким среди всех. В позднейших играх серии мировоззрение героя немного изменилось: он проводил кровавые фаталити, а также мог открыто противостоять Рэйдену, вступая с ним в спор; на самом деле, Лю Кенг не прочь сам стать защитником Земного царства. Объяснение такой перемене можно найти во второй части — по сюжету целью посещения им нового турнира была месть за разрушенный храм и убитых братьев. Кенг стал более жестоким к врагам и отошёл от идеалов Шаолиня. В «Mortal Kombat 3» (3) и ремейке 2011 года гнев из-за убийства близкого человека (Кун Лао) служил причиной для уничтожения Шао Кана.
В «Mortal Kombat II» (2) игроки увидели новый гиммик Лю Кенга — монах-отступник. Этот образ впоследствии стал традиционным и практически не менялся до последней игры. Косматые волосы нависали над красной повязкой, на руках появились шипованные браслеты, штаны стали красно-черного цвета, тапки — чёрными. В этой серии он получил еще один запоминающийся приём — «велосипедный удар» (с фирменным «индюшачьим» выкриком, конечно). Его новое фаталити — превращение в дракона — подчёркивало его «избранность», так как дракон был символом Старших богов и серии в целом. Этот символ также появился на поясе Лю в ремейке 2011 года (хотя уже и присутствовал в «Mortal Kombat vs. DC Universe»). Альтернативный костюм представлял собой монашеское одеяние Шаолиня (похожий носил Кун Лао).
В отличие от многих клонов Брюса Ли в играх, Лю Кенгу удалось довольно далеко отойти от его образа. Этот герой — хороший пример выражения «Добро должно быть с кулаками». С другой стороны, его чрезвычайная уверенность в собственных силах и слепая жажда справедливости в конечном итоге привели к трагедии, что подтверждает теорему: вселенная «Mortal Kombat» — далеко не сказочный мир, где правят всепобеждающее добро и справедливость.
САБ-ЗИРО (СТАРШИЙ) / БИ-ХАН / НУБ САЙБОТ
Би-Хан был талантливейшим воином клана Лин Куэй — китайского клана наёмных убийц. Он обладал невероятными способностями к манипуляции холодом: сила, которая досталась ему от потомков расы Внешнего мира — криомантов. Свой позывной в клане, «Саб-Зиро», Би-Хан получил от своего отца, также члена Лин Куэй и криоманта. Будучи жестоким и расчётливым воином, Саб-Зиро не гнушался любой работой, выполняя самые опасные задания, одним из которых стало убийство Шан Цунга на турнире «Смертельная битва».
Распространённая в кинематографе в конце восьмидесятых тематика ниндзя не обошла стороной и «Mortal Kombat». Саб-Зиро был одним из трёх героев-ниндзя в первой игре и одним из первых персонажей, созданных методом смены палитры, когда модели с одними и теми же спрайтами перекрашивали в другой цвет. Хотя эта технология использовалась в других популярных видеоиграх, известность ей принёс именно «Mortal Kombat». Смена палитры использовалась для представления новых героев, став своего рода «фишкой» серии. С другой стороны, этот приём стал одним из главных объектов критики, получив название «разноцветные ниндзя».
Возвращаясь к самому облику Саб-Зиро: в первом «Mortal Kombat» (1) его наряд по большей части перекликался с традиционным облачением ниндзя. Чёрная куртка-доги с капюшоном, но без рукавов заправлялась в чёрные штаны, сверху одевался синий табард, чёрные щитки защищали руки, синие — ноги, нижнюю часть лица закрывала синяя тканевая маска. «Холодный» синий цвет подчёркивал способности героя к заморозке и прочно стал ассоциироваться с Саб-Зиро.
Несмотря на то, что его одеяние похоже на стереотипную одежду ниндзя, сам Би-Хан не любил, когда его так называли, а предпочитал «воин Лин Куэй», так как ниндзя именовали заклятых врагов Лин Куэй — японский клан Ширай Рю. Здесь-то и стоит упомянуть смертельного врага Би-Хана, ниндзя из Ширай Рю по прозвищу Скорпион. Их открытое противостояние началась ещё до турнира, во время одного из заданий, полученных от колдуна Куан Чи. Оба воина попались на удочку колдуна и встретились во время миссии; в последовавшем бою Саб-Зиро хладнокровно убил Скорпиона. Куан Чи в качестве награды Саб-Зиро вырезал весь клан Ширай Рю; он же с помощью некромантии вернул из Преисподней Скорпиона, считавшего, что в гибели его семьи и клана виноват ледяной ниндзя. Скорпион, жаждущий мщения, принял участие в турнире «Смертельная битва».
Зачем нужен этот небольшой экскурс? Причина в том, что Би-Хан стал первым героем, кардинально сменившим гиммик, и всё благодаря Скорпиону. В «Mortal Kombat II» оригинального Саб-Зиро не было, вместо него в этом же образе появился младший брат Би-Хана — Куай Льенг. Би-Хан же был убит Скорпионом в конце прошлого турнира. Поскольку душа его была темна, а сам он был убийцей, после смерти Би-Хан он попал в Преисподнюю, но был воскрешён Куан Чи к следующей «Смертельной битве» (2) как воин тени и тёмный демон Нуб Сайбот (Сайбот — имя его тени).
Своё имя герой получил в честь двух главных разработчиков игры, Джона Тобиаса и Эда Буна; их фамилии, написанные в обратном порядке, и составили имя. В игре он был неиграбельным секретным персонажем — перекрашенным в чёрное Скорпионом. При этом Нуб скопировал все приёмы желтого ниндзя, но был быстрее обычных бойцов. Таким же клоном он появился в «Mortal Kombat 3» (3), с той лишь разницей, что в этот раз Нуб Сайбот был перекрашенным в чёрное Кейно и пользовался его приёмами, потому что героев типа «ниндзя» в игре не было. В «Ultimate Mortal Kombat 3» они всё-таки появились и Нуба тут же переделали в черного ниндзя (4), но он по-прежнему использовал комбо Кейно. Хорошая новость заключалась в том, что за персонажа впервые в серии можно было сыграть. Наконец, в домашних версиях «Ultimate Mortal Kombat 3» Нуб Сайбот обзавёлся собственными приёмами, которые лучше подходили его образу мастера теневых техник.
Вокруг секретных персонажей серии всегда витал ореол таинственности, но Нуб Сайбот обошёл всех. Разработчики не спешили раскрывать его настоящую личность. Только в «Mortal Kombat: Deception» было объявлено, что Нуб Сайбот — воскрешённый Би-Хан. В классической трилогии персонаж исполнял роль шпиона культа падшего Старшего бога Шиннока — Братства Тени. Несмотря на это, конфуз имел место быть: в «Ultimate Mortal Kombat 3» появился персонаж, известный как «классический Саб-Зиро». Его биография напоминала биографию младшего Саб-Зиро в «Mortal Kombat II», при этом сам Куай Льенг был на экране выбора. Би-Хан, как было отмечено выше, тоже присутствовал в игре как отдельный персонаж. Поэтому «классический Саб-Зиро» считается не каноническим персонажем, а скорее данью фан-сервису специально для поклонников Би-Хана в этом гиммике.
В «Mortal Kombat» (2011) Би-Хана можно увидеть сразу в двух ипостасях — Саб-Зиро и Нуба Сайбота. На глазах игрока в режиме истории происходит превращение ледяного ниндзя в воина тени. В этой части Саб-Зиро-старший, как и остальные герои-ниндзя, получил новое облачение, которое, конечно, было намного проработаннее, но в целом соответствовало общей стилистике, заданной первыми играми. Принципиально новой деталью костюма стал символ клана Лин Куэй на груди. Данный костюм (5) стал альтернативным для младшего Саб-Зиро, как и ретро-костюм Саб-Зиро-старшего (6) из «Mortal Kombat».
У самого Би-Хана четыре облачения в образе Нуба Сайбота. Первое — чёрный ниндзя в капюшоне с мертвенно белыми глазами (7); второе — перекрашенная в чёрное одежда Би-Хана, когда он ещё носил имя Саб-Зиро (8); третье — ретро-костюм Нуба из «Mortal Kombat II», при этом глаза светятся синим светом (9); и последнее — у неиграбельного скрытого персонажа в режиме Ladder — ретро-костюм ниндзя из «Mortal Kombat», перекрашенный в чёрное (10). У всех обликов, кроме последнего, представление Сайбота — более тёмная версия текущего костюма с ярко выраженным синим оттенком (как и кровь Нуба, которую можно увидеть во время боя).
Ниндзя, замораживающий врагов, растопил сердца миллионов игроков и, наряду со Скорпионом, стал самым популярным гиммиком серии. И это несмотря на то, что они были просто перекрашенными клонами друг друга; однако разработчикам удалось сделать правильный акцент на способностях персонажей, противопоставив одного другому. Лёд и огонь — какой контраст! Поэтому критикам «разноцветных ниндзя» стоит помнить, что со временем каждый ниндзя получил свой костюм и сохранил образ, в отличие от другой знаменитой файтинг-серии, где спустя двадцать лет Кен всё еще клон Рю.
СКОРПИОН / ХАНЗО ХАСАШИ
Ханзо Хасаши был одним из лучших ниндзя японского клана Ширай Рю. Благодаря невероятным навыкам обращения с метательным оружием, в особенности с кунаем, который использовался как гарпун для притягивания противников, он получил прозвище Скорпион. Обеспечивая семью всем самым лучшим, Ханзо использовал своё мастерство во благо Ширай Рю, выполняя различные задания, последнее из которых оказалось фатальным не только для него. Он был жестоко убит Саб-Зиро, а вместе с ним исчез и его клан. Но даже смерть была бессильна против непреодолимого желания мести, охватившего попавшего в Преисподнюю воина. В своих целях Куан Чи воскресил его, явив миру живых ниндзя-ревенанта. Так Ханзо Хасаши исчез, остался только Скорпион.
В первой игре (1) внешний облик Скорпиона, как говорилось ранее, за исключением цвета был идентичен изображению других ниндзя, менялись лишь боевая стойка и приёмы. В противовес холодному синему цвету Саб-Зиро, основной цвет Скорпиона был выбран тёплый жёлтый, подчеркивающий его огненные способности. Сюжетно это объясняется издёвкой над одеждой Лин Куэй со стороны Ширай Рю, которые скопировали костюмы китайского клана, заменив синий цвет жёлтым. Но, как и в случае с предыдущим героем, разработчикам удалось индивидуализировать персонажа. Конечно же, немалую роль сыграли коронные фразы Скорпиона, выкрикиваемые во время выполнения приёма с кунаем — «GET OVER HERE!» и «COME HERE!». С тех пор выражение стало прочно ассоциироваться с жёлтым ниндзя, став не только одним из символов «Mortal Kombat», но и одной из самых известных фраз в игровом мире.
Ещё один важный элемент образа заключался в фаталити: Скорпион снимал маску, под которой был череп, после чего изрыгал поток пламени на противника. Это добивание дополняло гиммик ревенанта, духа мести, вернувшегося из пекла Ада.
В следующей части (2) в облике Скорпиона особых изменений почти не было, немного менялись маска и табард. Небольшой, но интересной деталью стали абсолютно белые глаза персонажа, которые помогли сформировать канонический вид Скорпиона. В серии белые глаза использовались не только для придания некоторой стильности тому или иному герою, но и служили признаком божественной силы и возвращения из мира мертвых. Миновав «Mortal Kombat 3», Скорпион в последний раз появился в основной серии как «перекрашенный ниндзя» в «Ultimate Mortal Kombat 3» и «Mortal Kombat Trilogy» (3). Как и в «Mortal Kombat II», небольшим изменениям опять подверглись лишь маска и табард.
Костюм Скорпиона в «Mortal Kombat» (2011) стал результатом всех предыдущих наработок по облику персонажа после классической трилогии. Так, на его поясе красуется знак в виде черепа, появившийся в «Mortal Kombat 4»; на спине два меча, которые Скорпион стал носить в «Mortal Kombat: Deadly Alliance» (правда, в ремейке они стилизованы под жало скорпиона); еще одной новой существенной деталью стали тёмные наплечники, впервые наблюдаемые в «Mortal Kombat: Deception» (в ремейке также стилизованы под хитиновые щитки скорпиона). Как и в случае с Саб-Зиро, общая стилистика героя, за исключением упомянутых нововведений, осталась неизменной, но все детали были проработаны намного лучше. Также Скорпион получил альтернативный костюм, развивающий «скорпионскую» тематику (маска и браслеты в виде скорпиона), и ретро-костюм из «Mortal Kombat».
С помощью своего приёма с кунаем, Скорпион сумел стать притягательной персоной не только для врагов, но и для множества геймеров по всему миру. Не зря именно его силуэт виднеется на лого «NetherRealm Studios», полноправного наследника «Midway Games» — студии-разработчика игр оригинальной серии. Жёлтый ниндзя-ревенант стал одним из главных символов «Mortal Kombat».
СОНЯ БЛЭЙД
Импульсивная и упрямая Соня Блэйд — лейтенант Отряда особого назначения армии США, занимающегося поимкой и ликвидацией самых опасных преступников Земли. Существование такого подразделения, не имеющего аналогов в реальном мире (военные за преступниками, как правило, не гоняются), может говорить об исключительной опасности и огромном влиянии преступных группировок во вселенной «Mortal Kombat». Так или иначе, именно эта деятельность Сони привела её на турнир «Смертельная битва». Преследуя лидера преступного клана «Чёрный дракон», Кейно, она случайно попала на остров Шан Цунга и приняла участие в соревновании. Её акробатизм, умение контролировать энергию чи и усиленная подготовка в армии США помогли Соне стать одной из самых сильных защитниц Земного царства.
Появление Сони в оригинальном «Mortal Kombat» (1) было обусловлено желанием руководства «Midway» видеть в игре женского персонажа. Ей был отдан сюжет, ранее предназначавшийся для героя Кёртиса Страйкера (это имя должен был носить Джакс; в конечном итоге, персонаж с таким именем появился в «Mortal Kombat 3»). Своё же имя Соня получила от одной из сестёр ведущего программиста игры Эда Буна. Образ героини базировался на образе чемпионки по карате и актрисе Синтии Ротрок, однако внешне Соня больше напоминала инструктора по аэробике из телешоу восьмидесятых. Костюм Сони Блэйд состоял из зелёного топика, чёрно-зелёных лосин и белых кроссовок. На голове и бицепсах были чёрные повязки, на предплечье же виднелись чёрные шипованные браслеты. Такой внешний облик совсем не сочетался с милитаристским образом героини и служил скорее для привлекательности, нежели для раскрытия гиммика. В пользу этого свидетельствует увеличенный в игре рост героини (актриса, игравшая её, была самой низкой из актеров), придающий ей «модельную» внешность.
Как говорилось ранее, Соня напару с Кейно не появилась в «Mortal Kombat II» в качестве играбельного персонажа, но вернулась в «Mortal Kombat 3» (2). На этот раз её сыграла модель «Playboy» Керри Хоскинс. При общем сохранившемся стиле в костюме изменилась пара деталей: в палитру одежды героини было добавлено больше белого цвета, лосины заменили спортивные штаны, вместо браслетов появились перчатки. Волосы Сони стали чуть длиннее и собраны в хвост — такая причёска стала впоследствии более традиционной. Тем не менее, внешний образ Сони Блэйд был всё еще далек от солдатского гиммика; понимая это, разработчики перестали игнорировать это противоречие, внося изменения в облик героини в соответствии с её деятельностью в последующих играх серии.
|
В ремейке 2011 года можно наконец наблюдать образ Сони Блэйд, выдерживающий относительно неплохой баланс между сексапильностью и милитаризованным стилем. Топик заменён чёрной разгрузкой со значком отряда, спортивные штаны уступили место тёмно-зелёным обтягивающим, вместо кроссовок сапоги с каблуками. Еще в «Mortal Kombat 4» Соня утратила чёрную повязку на голове, в этой части она обрела новые, более подходящие к солдатскому имиджу аксессуары: жетон военнослужащего, армейские часы со встроенной рацией, кобуру, а также налокотники и наколенники. Альтернативный костюм стал отсылкой к внешнему облику героини в полнометражном фильме «Mortal Kombat: Annihilation», который был дополнен кепкой, солнцезащитными очками, патронной лентой и перчатками.
Такова эволюция первого женского персонажа «Mortal Kombat». Несмотря на грубоватое поведение и первоначальные мотивы (желание отомстить Кейно), Соня — один из самых положительных персонажей в серии и готова в любую минуту прийти на помощь друзьям. Но не стоит недооценивать эту особу, ведь её поцелуйчики весьма опасны.
РЕПТИЛИЯ
Один из последних представителей расы гуманоидных разумных ящеров (завриан), Рептилия одержим идеей воссоздания своего рода. Звериные инстинкты и природные способности позволяют ему быть идеальным шпионом в армии Шао Кана, покорившего родной мир Рептилии — Затерру. Служа ему, рептилоид надеется на милость императора, который, возможно, сможет воссоединить его с родной расой. Повинуясь воле Шао Кана, Рептилия отправляется на турнир «Смертельная битва», где будет исполнять поручения наместника Земного царства от Внешнего мира колдуна Шан Цунга.
Уникальность Рептилии в том, что он был первым в истории файтингов секретным персонажем; уже само по себе такое представление — гениальная находка, ведь такой перфоманс практически неосуществим, например, в литературе или кино. Заслуга в создании персонажа принадлежит Эду Буну, который втайне от коллег суммировал палитру Скорпиона и Саб-Зиро (1), получив на выходе зеленого ниндзя. При этом Рептилия использовал попеременно приёмы того и другого, но двигался быстрее обычных персонажей. После выполнения некоторых условий с ним можно было сразиться на дне арены «Яма», что позже нашло отражение в истории локации. По сюжету Рептилия добивал всех бойцов, выживших после падения. Также можно предположить, что Рептилия — это не настоящее имя ящера, а, скорее всего, кличка, возможно, данная императором.
В «Mortal Kombat II» (2) Рептилия был представлен в качестве играбельного персонажа. Ящер всё еще оставался одним из «разноцветных ниндзя» с фирменным зелёным цветом, однако в этой части он получил свои приёмы, больше подходящие рептилоидному образу шпиона императора. Так, в бою Рептилия использовал кислоту и мог исчезать, сливаясь с окружающей средой на манер хамелеона. Во время плевка кислотой и выполнения одного из фаталити Рептилия снимал маску, и можно было увидеть его настоящее лицо — ящероподобную морду, похожую на голову раптора. Как и Скорпион, зелёный ниндзя пропустил «Mortal Kombat 3» и вернулся в «Ultimate Mortal Kombat 3» (3); единственным важным изменением в образе героя стал цвет крови, сменившийся с красного на зелёный, что также подчеркивало сущность Рептилии.
|
В последовавших после классической трилогии играх облик Рептилии стал радикально меняться. В «Mortal Kombat 4» он стал больше походить на человекоподобного ящера и уже в «Mortal Kombat: Deadly Alliance» его сходство с ящерицей достигло апогея (даже появился хвост). Сюжетное объяснение метаморфозы заключалось в том, что Рептилия был слишком долго оторван от своего матриарха и стал деградировать, становясь все больше похожим на зверя.
|
В ремейке 2011 года герой снова был очеловечен и вернулся к внешнему виду из «Mortal Kombat: Shaolin Monks»: чешуйчатая зеленая кожа, когтистые трехпалые ноги и пятипалые руки, впалый нос, ряд острых конусоподобных зубов, вертикальные зрачки. Изменился и основной костюм Рептилии: табард более не имеет V-образную форму, шипованные наручи закрывают руки, на шаровары надеты наголенники, единственный наплечник защищает правое плечо. По сравнению с этим одеянием альтернативный костюм выглядит более традиционно: как и в классической трилогии V-образный табард, черные обмотки на руках и зеленые наголенники на ногах, остальная одежда, включая маску, состоит из скрепленных лоскутов черной кожи. Как и Скорпион, он получил еще один альтернативный костюм — ретро-костюм зеленого ниндзя из «Mortal Kombat». В остальном гиммик Рептилии не поменялся, он всё еще остался шпионом Шан Цунга и Шао Кана.
Успешный опыт представления зеленого ниндзя в качестве секретного персонажа в первом «Mortal Kombat» был использован и с другими героями в последующих играх серии и воссоздан в «Mortal Kombat» (2011). При выполнении практически аналогичных условий можно сразиться с Рептилией из первой игры — он будет чуть быстрее других противников, носить ретро-костюм и, так же, как в оригинале, использовать приёмы Саб-Зиро и Скорпиона.
ГОРО
Одержав победу в нескольких турнирах «Смертельная битва», колдун Шан Цунг стал близок к захвату Земного царства, но был повержен шаолиньским монахом из Ордена Света, который стал известен как Великий Кун Лао. Тут-то и всплывает в истории имя Горо — принца шоканов: расы полулюдей, полудраконов. Могучий воин Внешнего мира одолел Великого Кун Лао и начал новую победную серию в «Смертельной битве», доказав преданность шоканов императору Шао Кану.
При создании персонажа разработчики снова обратились к мифологии. Первоначально назвав героя Рокуро, они описывали его как воина из расы демонов Рокуро-куби (монстр из японского фольклора), имеющих репутацию грубых варваров. В дальнейшем история и внешний облик бойца изменились, как и имя — теперь его звали Гонгоро. В редизайне в очередной раз свою роль сыграл кинематограф: вспомнив один из фильмов про Синдбада (думаю, что это был «Золотое путешествие Синдбада» с ожившей шестирукой статуей богини Кали), герою добавили еще одну пару рук. Четырёхрукость стала отличительной чертой расы шоканов, принцем которой по истории стал Гонгоро, позже переименованный просто в Горо, так как предыдущее имя казалось слишком длинным.
Горо был единственным персонажем в «Mortal Kombat», которого не играл живой актёр; вместо этого была создана глиняная скульптура, с помощью которой делали кукольную анимацию для героя. Он выглядел как четырёхрукий великан, обладающий огромной физической силой, которую подчеркивала развитая мускулатура. На коже спины и руках виднелись родимые пятна, на голове у Горо были собранные в пучок волосы (шикха). Шоканы также имеют заострённые уши, трёхпалые руки и двупалые ноги. На концепте персонажа можно увидеть четыре пальца на руках (при создании скульптуры один палец был убран для удобства), небольшие рожки на голове, которые в конечном итоге достались Шиве, и браслеты, появившиеся в поздних играх. Гардероб Горо, видимо, очень скуден, из одежды были лишь чёрная набедренная повязка с красным поясом с символом инь и ян и белые обмотки на ногах.
Брутальная внешность Горо соответствовала его роли промежуточного босса. Он был олицетворением сокрушающей звериной силы, «ломая» игроков еще на подходе к финальной битве. В своём арсенале герой имел мощнейший огненный снаряд, да и лишняя пара рук тоже пригодилась: хватая соперника нижними руками, верхними он вышибал из него дух. Не будем также забывать о гордости принца шоканов, ведь до событий первой игры он не потерпел ни одного поражения; в игре этот факт был отображён посредством использования насмешек, свидетельствующих об уверенности Горо в себе и одновременно презрении к сопернику.
Уступив место подбосса Кинтаро в «Mortal Kombat II» и Мотаро в «Mortal Kombat 3» и «Ultimate Mortal Kombat 3», Горо вернулся в этом амплуа в «Mortal Kombat Trilogy», где использовались его спрайты из первой игры. Не сильно изменившись, Горо вновь стал промежуточным неиграбельным боссом в ремейке 2011 года. На этот раз его облачение включало в себя металлические наручи, наголенники и единственный наплечник на правом плече. Символ инь и ян на поясе был заменен на символ расы шоканов.
Дворянин, многоженец, патриот и просто не очень хороший парень, Горо полюбился и «возненавиделся» многим игрокам. Хоть потом в серии и появилась ещё пара бойцов-шоканов, образы которых негативно отразились на индивидуальности персонажа, геймеры будут помнить чемпиона «Смертельной битвы». Что-что, а свою славу одного из лучших боссов серии Горо заслужил в полной мере.
ШАН ЦУНГ
Как хозяин турнира «Смертельная битва», даже имея земное происхождение, могущественный волшебник Шан Цунг уже не первый раз подвергает Земное царство угрозе захвата, но именно сейчас он близок к этой цели как никогда. Ведь его союзник принц Горо одержал уже девять побед из десяти во славу Внешнего мира на турнире, решающем судьбу планеты. Шан Цунг готов сделать всё от него зависящее, чтобы земные воины потерпели поражение в ключевом соревновании.
Шан Цунг был первым главным боссом в серии, что отразилось на его способностях и внешности. Мир кино снова дал о себе знать: гиммик героя основывался на образе главного злодея из фильма «Большой переполох в маленьком Китае» — колдуна Ло Пэня. При этом первоначально персонаж именовался Шан Лао и по истории должен был поглощать не души воинов, а пить их кровь. По истории «Mortal Kombat» Шан Цунга когда-то прокляли Старшие боги, после чего он стал быстрее стареть и был вынужден поглощать души других людей, чтобы не состариться и не умереть. При этом колдун мог принимать облик людей, души которых он поглотил, копируя способности и получая все их знания. Факты биографии героя нашли отображение в игровом процессе. Шан мог перевоплощаться в любого персонажа игры, кроме секретного, Рептилии. Как сильный колдун, он также умело манипулировал огнём, пуская в противника мощнейшие огненные шары.
В первой части «Mortal Kombat» (1) Шан Цунга сыграл тот же актёр, что играл Лю Кенга. Он предстал в виде длинноволосого седого старика с белыми глазами, одетого в традиционный китайский наряд сине-коричневого цвета (ханьфу). Усы стиля «Фу Манчу» и козлиная бородка служили отсылкой к стереотипному образу китайского злодея. Одна из самых примечательных особенностей персонажа, как ни странно, состояла не в приёмах и внешнем облике, а в представлении. Шан Цунг был диктором, объявляющим начало раундов, призыв к добиванию и имена победителей. Таким образом, была подчеркнута роль «главного» на турнире, однако не все игроки сумели углядеть эту параллель. Традиция была продолжена, в последующих частях диктором игры обычно был главный босс, при победе он во всеуслышание объявлял «I win», вместо обычного объявления победителя. В поздних версиях первой части «Mortal Kombat» во время поражения Шан Цунга из него вылетали захваченные души.
В «Mortal Kombat II» (2) Шан Цунг потерял статус босса и мог перевоплощаться только в играбельных персонажей, но при этом заметно помолодел. Изменения в облике объяснялись милостью императора, который, несмотря на поражение в «Смертельной битве», даровал колдуну жизнь и молодость за его идею по заманиванию земных воинов во Внешний мир. В этой части Шан Цунг выглядит так же, как когда ему было девятнадцать лет. В одеянии героя преобладали жёлтый и чёрный цвета: на чёрных штанах виднелся жёлтый пояс, к которому крепились жёлто-чёрные ленты, перебрасываемые через оба плеча, на предплечьях и голенях жёлтые обмотки, чёрные тапки на ногах и чёрная тюбетейка на голове. Вместо длинной бородки и усов теперь Шан носил эспаньолку, этот стиль бороды сохранился во всех последующих играх серии в его молодом облике.
Многоликость героя проявилась не только в его способностях; в «Mortal Kombat 3» («Ultimate Mortal Kombat 3») (3) облик Шан Цунга снова подвергся изменениям. Теперь он выглядел как мужчина средних лет с длинными волосами, собранными в конский хвост (изначально планировались распущенные волосы, но возникли трудности при создании анимации). Вокруг глаз были различимы черные символы. Основные цвета одежды остались неизменными в отличие от самого облачения: верхнюю часть тела закрывала весьма оригинальная чёрная майка с отсутствующими боками и вырезами на груди (это больше походило на странную версию женского купальника), нижнюю — жёлтые штаны, чёрный пояс и чёрные же сапоги, на руках были серые браслеты. В «Mortal Kombat Trilogy» Шан Цунг снова получил возможность перевоплощаться во всех бойцов игры, включая боссов.
|
Уже после классической трилогии с переходом серии в 3D из-за технических сложностей превращения от приёма отказываются. Тем не менее, в «Mortal Kombat: Shaolin Monks» он может перевоплощаться в нескольких бойцов во время боя. В «Mortal Kombat» (2011) под управлением игрока Шан Цунг может превращаться в противника после приёма «Похищение души». Босс-версия колдуна может принимать облик противника и два случайных облика играбельных персонажей.
В ремейке Шан Цунг представлен и в образе старика, и в своей моложавой ипостаси. Дизайн основного костюма в основном повторяет изображение колдуна в «Mortal Kombat vs. DC Universe». Основные цвета облачения — золотой и чёрный, при этом прослеживается явная «змеиная» тематика, говорящая о натуре владельца. Одежда состоит из кожаного жёлто-чёрного табарда, чёрных штанов, пояса с изображением двух змей и нефритовым камнем, наручей и сапог, стилизованных под скелет змеи. Аксессуаром Шан Цунга стал медальон с ещё одним нефритовым камнем (видимо, в этих камнях заключена магическая сила). Его альтернативный костюм, а также босс-версия, передают облик старца. Распущенные седые волосы и длинные усики с бородкой отсылают к внешности колдуна в «Mortal Kombat». Одежда же изменилась. Поверх узорчатого жёлто-чёрно-красного кимоно одет табард, выполненный в том же стиле. На животе чёрно-жёлтый пояс с нефритовым камнем. «Змеиная» тематика также имеет место быть, проявляясь в виде узора на табарде и заклёпок и ремешков на чёрных сапогах.
С самого своего появления Шан Цунгу отводилась одна из ключевых ролей в серии. Он объявил начало турнира «Смертельная битва», именно его инициатива повлекла события, разворачивающиеся в «Mortal Kombat II» и «Mortal Kombat 3». Ещё существеннее его роль была в истории многих персонажей: так, колдун создал Милину, обманом ослепил Кенши и воскресил Синдел (в ремейке, однако, это сделал Куан Чи, напару с которым Цунг создавал «Смертельный альянс»). Большой интриган, апеллирующий прежде всего к уму, а не силе, злодей по имени Шан Цунг завоюет вашу душу, так или иначе.
Подводя небольшой итог, можно отметить, что заметную роль в формировании гиммиков сыграл кинематограф. Почти каждый персонаж «Mortal Kombat» так или иначе связан с миром кино. Другой важный момент: образы заметно эволюционировали, при этом нереализованные в первых играх идеи касательно дизайна героев или воплощались со временем в последующих частях, или служили основой при дизайне других персонажей.
Благодарность за вычитку Surt'у.