Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Logo_mini

Компания Танки Онлайн 16

0

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Киберсражения уже давно признаны официальным видом спорта во многих странах, в том числе и в России. Это целый мир: выдающиеся игроки, знаменитые команды, увлекательные битвы, реальные призы за победы. Всё это, разумеется, есть и в «Танках Онлайн». Киберспортивная составляющая появилась в проекте еще на самой заре его существования и развивалась вместе с игрой. Три года эволюции — от первого клана до десятков турниров и сотен участников. Обо всём этом расскажет сильный игрок и талантливый организатор, комьюнити-менеджер, отвечающий за клановый сегмент киберспорта — Артём Логинов, aircolor.

Узнаем всё о кланах — от начала их формирования до новостей киберспорта сегодня!

Артём, для начала расскажи о кланах, стоявших у истоков формирования киберспорта.

Летом 2009 года игра «Танки Онлайн» появилась на свет. Спустя два месяца был создан первый клан — «Kolhoz» (он жив и сейчас, хотя от первого состава там никого уже не осталось). Активно в игре из отцов-основателей «Колхоза» остался только игрок Лизард, но он уже давно возглавляет другой знаменитый клан — «General Tanks».

Через сутки после создания «Колхоза» появился второй клан игры — великие и ужасные «TD42», которые быстро стали самым мощным кланом, собрав у себя всех ведущих игроков того времени.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Ну, а дальше — пошло-поехало: были созданы «ОтцЫ» (в клан первоначально принимали только тех, кто в реальной жизни был отцом), легендарные «Чёрные Ножи» — единственный клан, который мог в те времена составить хоть какую-то конкуренцию «TD42».

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

С появлением «Ножей», кстати, связана весьма интересная история. Клан был создан игроком Ohyeah совместно с shark_tank. Причиной создания клана послужило то, что Ohyeah первоначально стремился попасть в «TD42», но там ему сообщили: «Набор закончен, поскольку все сильные игроки и так уже у нас». И он решил в отместку создать свой клан, чтобы доказать ошибочность этого утверждения. И пусть не сразу, но со временем у него это вполне получилось. Но ирония в том, что ТДшники своими руками создали своего самого принципиального соперника. Возьми они тогда Ohyeah в клан — возможно, и не было бы никогда «Чёрных Ножей».

Насколько быстро стали появляться другие кланы-соперники? Какими были первые кибербитвы?

К концу 2009 года у нас набралось примерно с десяток кланов, из которых более-менее нормальными были только шесть. На голову выше всех остальных были «TD42» и «Ножи», по сути, сражавшиеся только между собой за титул лучшего клана. Как «Барселона» с «Реалом» в испанском футболе.

Поначалу, в августе-сентябре 2009 года, сражения между кланами проходили абы как. С «расходниками», на любых корпусах и пушках (у кого что было), совершенно без тактики и какой-либо упорядоченности. Просто две группы игроков «рубились» друг с другом как попало, ради «фана».

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Но, согласись, «фан» немаловажен для достижения определённого настроя и последующих побед. В чём ещё были особенности игры того времени? Чем жили игроки «ТО»?

Следует понимать, что к тому моменту на всю игру был один-единственный игрок в звании «Майор», и он считался богом.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Все остальные были сержантами (в лучшем случае), и мало у кого имелось оружие или корпус модификации М3.

А гараж в те времена был намного беднее нынешнего. В нём было 4 вида корпусов: «Васп», «Хантер», «Титан» и «Диктатор» (причём характеристики первых трёх корпусов очень существенно уступали «Диктатору», поэтому все копили именно на него). Оружия было 5 видов: «Смоки», «Огнемёт», «Твинс», «Рельса» и «Изида». Всё, кроме «Рельсы» и «Изиды», было не ахти. И все опять же копили на эти две пушки и бегали только с ними. Красок тогда было тоже мало — самой топовой была «Диджитал».

В итоге, самым «нагибательским» комплектом была «Дикорельса» в «Диджитале». Иногда ещё — «Дикоизида», но их было мало.

Карт тогда насчитывалось от силы штук 20. И никаких «Тишины», «Форт-Нокса» или «Стадиона» не было и в помине. Все основные бои в игре проходили на «Кунгуре», «Трибьюте» и «Бресте». Кстати, сервер тогда был всего один.

А зарегистрированных игроков — несколько десятков тысяч. Я молчу уже про дневной онлайн и количество битв в списке.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Вот в этих условиях появились первые кланы — и начали играть между собой в нечто, отдалённо напоминающее кланвары. Никаких турниров тогда и в помине не было, все играли просто так, между собой.

Затем вдруг кто-то стал вести статистику — сколько клан одержал побед (и над кем), сколько было ничьих, сколько поражений.

Остальные кланы быстро подхватили эту игру и стали таким образом измерять, кто круче.

Тут остро встал вопрос регламентирования сражений. Если уж вести статистику, то нужно, чтобы все играли в одинаковых условиях, чтобы статистика была объективной.

Начали складываться какие-то правила. Сначала, методом проб и ошибок, стало понятно, что сражение должно длиться 2 раунда, примерно по 20 минут каждый — за это время и флагов можно успеть натаскать, и играть не надоест. Затем разработали какие-никакие правила использования оружия, корпусов и покрытий (так родилась знаменитая «Дикореля» без красок), затем протестировали все карты и пришли к определённому списку наиболее играбельных, и так далее.

В каком клане ты начинал как киберспортсмен?

Я в тот момент состоял в клане «TD42» и довольно быстро стал там одним из командиров (в клане не было единого главы — периодически основное управление на себя брал кто-то один, а ещё 3-4 командира ему помогали). Где-то в самом конце 2009 года, когда количество сыгранных битв с «Чёрными Ножами» перевалило за сотню, нам это надоело (думаю, «Ножам» тоже). Статистика была примерно такой: 60 побед «TD42», около 20 ничьих и около 30 побед «Чёрных Ножей». Этим мы друг другу всё доказали, а играть с другими кланами было неинтересно — они были настолько слабее, что на сражения с ними всегда отправляли второй состав, чтобы потренироваться.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Интересная ситуация. И какой же выход был найден?

Единственным выходом было создать соревнование.

Чем я и занялся, призвав в консультанты знаменитого Панзера. Panzer — тогдашний глава «TD42», на период правления которого пришлись золотые годы клана, отличный тактик и стратег и объективно лучший рельсовод в «Танках» на тот момент. Хотя, мне кажется, и сейчас он был бы одним из лучших. Но в те времена его вообще никто не мог победить в дуэлях. Он выигрывал с разгромным счётом, типа 25:3, у таких людей, как hyppopotam, Alexss-s, alexxxxxxxxxxxx, FlashNet, и многих других. А в финале первого турнира по «Рельсе» он даже умудрился обыграть читерящего игрока, который имел преимущество за счёт чита на автоприцел «Рельсы» и вес танка.

Чуть позже к нашему кружку «юных турнироделов» присоединились ребята из «Чёрных Ножей». Все они помогали мне с написанием правил первого Межкланового Чемпионата, который стартовал зимой 2010 года. Это был самый первый турнир в истории «Танков Онлайн». А я как-то естественным образом стал руководить и этим турниром, и киберспортом в целом.

Чуть позже я придумал и сделал первые в игре индивидуальные состязания — было проведено несколько турниров по «Рельсе», а также командные турниры — битвы 4х4 в «Песочнице», между сборными командами.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Но вернёмся к первому Межклановому Чемпионату. В нём принимали участие всего шесть кланов (единственных конкурентноспособных на тот момент). Все шесть кланов образовали одну группу, где сыграли друг с другом по два раза. Набравший больше всех очков стал первым чемпионом. Это были «Чёрные Ножи», которые за счёт победы в личной встрече над «TD42» смогли обойти ТДшников на три очка.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Чем же «Ножи» смогли взять своих извечных соперников из «TD42»? За счёт чего им удалось выиграть первое в истории чемпионство?

Да, «Ножи» преподнесли всем сюрприз.

Именно в этом МЧ-1 они первыми придумали разделить карту на зоны, выучить их и координироваться голосом в бою именно по зонам. Плюс, понимая, что прямым противостоянием им у «TD42» не выиграть, они выучили время и место выпадения «расходников» (тогда ящики падали в определенное время и в определенных местах), и разработали хитрую оборонительную тактику: весь бой они сидели в глухой защите и играли на 0:0, но за 4 минуты до конца, когда начиналась последняя волна выпадения «расходников», «Ножи» заманивали атакеров «TD42» к себе на базу (не стреляя по ним раньше времени) и в этот же момент снаряжали по противоположному флангу карты контратаку — силами двух бойцов на «расходниках». Эта контратака на практически незащищённую базу (4-5 ТДшников в этот момент атаковали базу «Ножей» и свой флаг оставаляли практически не прикрытым) позволяла «Ножам» утащить флаг и выиграть 1:0 у заведомо более сильного соперника.

Теперь все эти вещи уже вошли в основы клановой тактики, но тогда это было в новинку. И благодаря этому приёму «Ножи» неожиданно для всех стали первыми чемпионами.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

И что было дальше? Клановое движение, чемпионаты стали активно развиваться?

Да, были проведены и второй, и третий Межклановый Чемпионат. Кланов становилось всё больше, количество участников расширялось, тактика становилась всё изощрённее и разнообразнее. Кстати, в это время были созданы и «General Tanks». Я даже помогал с созданием этого клана, снабдив Лизарда рядом хороших игроков, которые по каким-то причинам не прошли строгий отбор в «TD42». Но в то время «GT» пока ещё были довольно слабыми новичками, претендовали максимум на третье-четвёртое место.

По сути, и на МЧ-2, и на МЧ-3 борьба продолжалась между всё теми же двумя кланами — во втором сезоне чемпионами стали «TD42», которые больше не позволяли «Ножам» проводить свои хитрые контратаки. А в третьем сезоне снова выиграли «Ножи», поскольку Panzer на тот момент уже перестал заниматься руководством «TD42», а без его тактических установок выиграть было трудно.

После МЧ-3 великий клан «TD42» потерял мотивацию и был закрыт. Причиной была банальная усталость. «Ножи» отыграли ещё один сезон МЧ, где еле дотянули всего до четвёртого места, и в итоге тоже закрылись. Причина всё та же — отсутствие мотивации и усталость.

Артём, расскажи историю появления краски «Чемпион».

После первых двух сезонов МЧ меня стало раздражать однообразие. И к третьему сезону я всё поменял. Вы бы знали, какую бурю негодования это вызвало! Люди не любят перемен, и поэтому поначалу кланы даже собирались бойкотировать третий сезон МЧ, но в последний момент передумали. Революция же заключалась в том, что вместо скучной игры в группе и определения чемпиона по количеству набранных в этой группе очков, я предложил перейти на ту схему, которая успешно используется в МЧ и по сей день: сначала групповой этап из нескольких групп, а затем плей-офф, в котором и определяется чемпион.

Именно идея плей-офф и не понравилась кланам — разгорелся скандал. В итоге, чтобы как-то успокоить сообщество, я был вынужден придумать какую-то «плюшку». И мне в голову пришла идея — почему бы игрокам клана-победителя не выдать супер-пушку, которой ни у кого больше нет, и купить в гараже нельзя, а можно только выиграть в турнире. Но пушку геймдизайнеры забраковали, объяснив, что это нарушит баланс в игре (в которой тогда всё ещё было не очень много игроков). В итоге договорились с геймдизайнерами про особую краску — с защитой 20% от всех пушек.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Так и появился «Чемпион», благодаря которому удалось прекратить протесты и уговорить кланы играть. Им всем хотелось выиграть такой невиданный по тем временам приз, и это желание перебороло недовольство форматом турнира.

История противостояния «TD42» и «Ножей» очень интересна. Но расскажи, что же было в современной истории киберспорта, после закрытия этих легендарных кланов?

«TD42» и «Ножи» закрылись, и на арену вышли новые сильные кланы. Лучшими на тот момент оказались «General Tanks», которые выиграли МЧ-4, а затем и МЧ-5, и МЧ-6. Последние 2 года этот клан объективно является самым сильным в игре. Но, как мы уже знаем из недавних выпусков видеоблога, после текущего МЧ-7 этот легендарный клан закроется, как в своё время закрылись его великие предшественники.

Про выигранные ГТшниками титулы рассказывать бессмысленно, поскольку они были выиграны за явным преимуществом, да и вообще сами ГТшники расскажут об этом намного лучше меня.

Кстати, могу рассказать, как действующий координатор «General Tanks» Alexss-s попал в этот клан. Это весьма забавная история.

Он хотел вступить в «TD42», но проиграл тестовую дуэль c разгромным счётом. После чего повёл себя как Д’Артаньян — заявил, что недостоин вступать в ряды «TD42» и пойдёт пока потренируется в клан попроще. Хотя Panzer был готов взять Alexss-s в состав ТДшников (на вырост). Но Алекс наотрез отказался. Я посоветовал Лизарду взять этого игрока, и спустя пару дней Alexss-s втупил в ряды только-только зарождающегося клана «GT». И впоследствии привёл этот клан к трём подряд чемпионствам в МЧ-4, МЧ-5 и МЧ-6.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

А можешь рассказать про события, условно говоря, «новейшей истории»? Что происходило в киберспорте в 2012 году?

2012 год оказался очень насыщенным на события. Летом компания «Альтернатива» обратила внимание на растущее сообщество киберспортсменов и решила поддержать эту ветку игры. Самые опытные на тот момент организаторы турниров — я, Лизард и Arsim — были наняты, чтобы управлять киберспортивной жизнью уже официально.

Благодаря этому у киберспорта появилось больше ресурсов на развитие, и мы сразу же использовали этот шанс:

— Запустили самые масштабные в истории индивидуальный турнир (TOF Solo) и парный турнир (TOF Tandem).

— Начали транслировать самые интересные бои, чтобы те, кто не играет, могли посмотреть на это. Как оказалось, многим понравилось следить за клановыми боями. Некоторые даже пропускали важный футбольный матч по телевизору, чтобы посмотреть, как сражаются «Чёрные Акулы» против «Олимпа», например.

Теперь мы собираем десятки тысяч зрителей на топовые бои. А суммарно за 4 месяца трансляций в 2012 году мы охватили более полумиллиона человек.

— Летом 2012 года запустили новое клановое соревнование — «Захват Карты». Это первое «нон-стоп» соревнование в «Танках Онлайн». Если раньше все турниры длились максимум месяц и проводились не слишком часто (перерывы между различными сезонами МЧ достигали полугода-года), то «Захват Карты» стал играться непрерывно.

Я давно вынашивал эту идею, мне очень хотелось, чтобы кланы постоянно играли, а не сидели месяцами без дела, в ожидании нового турнира. И наконец, благодаря «Альтернативе», это удалось воплотить в жизнь.

Кланы стали играть регулярно, еженедельно проводились десятки боёв, а призом было упоминание клана-победителя на превьюшке той карты, которую он «захватил». Вы до сих пор можете видеть эти надписи в игре, типа: «Картой Песочница владеет клан «Чёрные Акулы» или «Картой Кунгур владеет клан «General Tanks».

Всем это новшество очень понравилось, поскольку пиарило кланы в игре и тешило их самолюбие. Ну и, в принципе, это было чем-то новым, что стало возможным только благодаря «Альтернативе».

Кто теперь управляет клановым киберспортом? По-прежнему ты один?

Постоянно играющийся турнир потребовал более качественного управления, и мы создали ЦУК (Центр Управления Киберспортом), куда набрали ответственных модераторов и помощников из числа простых игроков. На данный момент в ЦУК входит около десятка человек, но рук всё равно не хватает, и мы планируем расширяться. Эти люди помогают вести турниры, отвечать на вопросы игроков, растолковывать правила, принимать решения в спорных ситуациях, заполнять турнирные таблицы и так далее.

А как ты оцениваешь ситуацию с кланами вообще — это популярное в игре явление? Много ли людей хотят попасть в клан или создать свой собственный?

После того как люди увидели трансляции клановых боёв, нас накрыл целый шквал регистраций — новые кланы стали появляться, как грибы, а множество игроков желали вступить в клан и принять участие в турнирах. В итоге очень скоро кланов стало так много, что наши турниры не могли вместить всех желающих.

Мы даже провели осенью реформу «Захвата Карты», переведя турнир на систему плей-офф. Благодаря этом в нем смогли принять участие намного больше желающих, чем раньше. Но и это не помогло — кланов становилось всё больше, и мы были вынуждены провести непопулярную клановую реформу, после которой создать новый клан стало труднее, а часть неактивных кланов была отправлена в Командный Раздел (они были понижены до статуса команд).

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

Зато благодаря этому в клановом сегменте воцарился порядок, а конкуренция между оставшимися кланами взлетела до небес. Например, в текущем МЧ-7 у нас не 1-2 реальных претендента на победу, как было раньше, а около десятка одинаково сильных кланов. И невозможно предсказать, кто же в итоге выиграет.

Что сегодня концептуально изменилось в создании и дальнейшем существовании кланов?

Сейчас клан можно создать, только набрав в него опытных бойцов (уже участвовавших в МЧ), либо выиграв командный турнир (лучшие команды, доказавшие свою силу, получают клановые лицензии). Таким образом, любой новый созданный клан будет априори сильным. И мы рассчитываем постепенно повышать и повышать конкуренцию (ведь если все новые кланы будут сразу конкурентоспособными, то соревнования между ними будут становиться всё интереснее). И больше не будет слабых кланов, которые проигрывают со счётом 30:0, и не будет кланов-однодневок, которые разваливаются в первый же месяц своего существования.

Кланы в «ТО»: история развития киберспорта
Танки Онлайн - Кланы в «ТО»: история развития киберспортаКланы в «ТО»: история развития киберспорта

А ещё, поскольку создать свой клан теперь непросто, новые сильные игроки будут стараться вступать в уже существующие кланы. Но в топовые кланы их вряд ли возьмут — там составы и так переполнены, новичков отбирают «точечно». Значит, сильные новички пойдут в кланы второго эшелона, что постепенно приведёт к росту силы этих кланов — в них будет появляться всё больше неплохих игроков, и при грамотном руководстве, эти кланы вполне смогут вырасти до уровня топовых и задать им жару в соревнованиях. То есть, и в этом месте конкуренция тоже вырастет.

Таково положение дел в клановых турнирах на данный момент.

Будущее киберспорта в «Танках Онлайн» — какое оно?

Что же ожидает нас в будущем — пока секрет. Но планы у нас очень масштабные. Как говорили директора «Альтернативы» в новогоднем видеоблоге, в 2013 году мы очень хотим сделать киберспорт настоящей частью игры. А также нас ожидают новые турниры и многое другое.

0
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

Нет комментариев к «Кланы в «ТО»: история развития киберспорта»

    Загружается
Чат