Я заметил интересную закономерность: если автор пишет хорошую научную фантастику, то он может написать хорошее фэнтези. Наоборот бывает не всегда. Это можно заметить по Джорджу Мартину или Глену Куку, которые когда-то писали хорошие книги в стиле космической оперы или НФ. Вообще-то они писали НФ и фэнтези в перемешку. Тот же Глен Кук сначала написал Черный Отряд, потом писал НФ. Они также могут написать хороший роман в смешанном жанре, когда соседствуют мечи (мехи?) и магия, или наука и волшебство.
Одну из таких книг я опишу. Аластер Рейнольдс, в основном, известен как автор новой космической оперы. "Пространство Откровения" и "Дом Солнц" это два уже знаменитых его цикла в стиле космической оперы. Но после этой череды хорошей НФ я у него встретил роман в необычном антураже, в стиле планетарной фантастики или Умирающей Земли.
Что же... Но на когда-то зеленой планете произошла некая апокалиптическая катастрофа, в результате чего на ней изменилось буквально всё. Где-то под поверхностью, под городом-небоскребом Клинком появилась Метка или Глаз Бога. Это что-то вроде микро черной дыры, так как вокруг неё появились Зоны, со своими локальными законами природы, постоянными Вселенной. Представьте себе, что если в одной Зоне возможна работа микрочипов и прочей микро- и нанотехники, то в другой может не работать даже сила пара!! И таких промежуточных Зон может быть не одна. Возможно Метка появилась в результате некого научного эксперимента, на что указывают намеки на остатки касты тектомантов, людей наделенных паранормальными способностями, которые видимо могут управлять этой Меткой.
Но после этого события человечество осталось жить лишь в одном из кажется трех городов-небоскребов, на остатках когда-то великой машинерии прошлого.
И вот на основной поверхности этой неопознанной планеты царят, повсеместно почти безжизненные пустоши и механизированные варвары,ну и угнетаемые первыми обычные жители. Посреди этого культурного и биологического запустения стоят, я так понял, два или три города-небоскреба, но описывается только один жилой город-игла – Клинок.
На его спиральных этажах расположены сверху вниз: Сияющий Схемоград (с нано- и микроэлектроникой и постчеловеками), достигающий стратосферы и даже возможно, космоса, Неоновые вершины, похожие на нашу технологическую эру, Пароград (откровенный стимпанк) и Конеград (ну уж совсем деградация техники и почти каменный век). И как понятно из названия, постепенно с высотой спирали города уровень применяемой на нем техники падает от почти магической нанокультуры и схемотехники до использования мускульной силы животных, ну и людей.
Наверху живут Ангелы, постчеловеки, переделанные для жизни в стратосфере и возможно в космосе и умеющие летать в восходящих воздушных потоках. Пониже обычные люди, использующие электронику, и ещё пониже просто электротехнику, потом применяются только дизельные моторы и маховики, дальше силу пара и т.д... до мускульной силы, так как на нижних этажах электроника, ДВС и даже сила пара не действует. На поверхности планеты существует даже совсем безжизненная Зона, где невозможна даже простейшая жизнь. Почему? Так видимо сделано для полной трагичности.
Главный герой романа – Кильон – ангел, переделанный для жизни внизу, под своими родными пенатами и внедренный в человеческое сообщество для неких целей, о которых умолчу, чтобы не раскрывать всю интригу книги, бежит от преследователей сверху вниз, и снова вниз, и дальше на равнины Земли подальше от Клинка. Он встречает довольно странных существ – плотоборгов (полумеханических полубиологических четвероногих существ), механокочевников – Черепов, и простых людей, выживающих на поверхности, а также тектомантов, людей обладающих магической силой изменять Зоны, потом и представителей Роя, кочевого человеческого сообщества, летающего на дирижаблях, и когда-то бывших разведчиками города-небоскреба Клинка, но в результате давнего конфликта отделившихся от него. Он вместе со своими попутчиками вливается в это кочевое сообщество, и путешествует с ними.
Книга начинается как нуарный детектив, происходящий в декорациях города в стиле дизель-панк, или чего-то похожего, но потом всё действие перемещается за город, вернее на подножие города-небоскреба, и дальше от него. И потом всё действие происходит в пустошах и на борту дирижаблей. Вот эта перемена места действия на меня подействовала угнетающе, я чуть не потерял интерес к книге. Но продолжил читать после короткого перерыва. Правда, в конце книги ГГ и другие персонажи, подвязавшиеся помочь ему, вернулись к Клинку, якобы чтобы помочь гибнущему городу, но...
Да и главный герой вышел каким-то плывущим по воле других, несмотря на интриги и далеко идущие планы, его и других персонажей. Но как-то неубедительно всё это выглядит.
Несмотря на неубедительных персонажей, порой их нелогичные действия, сам странный сюжет, мир романа заинтересовывает, и потом в конце книги сделан довольно явный задел на продолжение. Так что стоит ждать продолжения.
Описанный мир, вселенная вот главная фишка этого романа, остальное в нём выходит что является только минусами.
Книга может понравится любителям постапокалиптики (Метро-шметро и прочие сталкеры-шмалкеры привеееттт!) или ценителям путешествий по пустынной планете с артефактами великого прошлого, с поправкой на дирижабли вместо наземного транспорта.
P.S. Скажем так. что этот обзор написан после похвалы в личку одного человека, что же будем стараться и дальше представлять интересные книги. несмотря на, наверно, ненужность такой писанины здесь.