На сайте Gameslife.ru в блоге Петра Сальникова появилась любопытная запись. В ней автор рассуждает о конкуренции, махинациях с оценками и троллинге в адрес многострадальной Disciples III (и не только). В этом посте я приведу эту статью приправив её немного своими мыслями по заданной теме. Мои мысли будут выделены курсивом.
Полить отдельно взятую игру говном и снизить ей рейтинги до того уровня, на котором даже малоиграющая публика будет обсуждать ее в негативном ключе, - несложно. Это проще, чем может показаться на первый взгляд: в эпоху интернетов и активного сетевого общения стремительно распространить нужную информацию - вопрос нескольких щелчков мышью.
Чистая правда. И единственный по настоящему эффективный способ борьбы это формирование лояльного коммьюнити. При чём формирование не за деньги, ибо никакого бюджета не хватит, а путём активной живой работы с фанатскими сообществами.
Вот Kotaku.com, например, сообщает, что игроки при покупке игр руководствуются прежде всего не рекламой в журналах и не мощнейшими видеорецензиями (черт!), а мнениями товарищей. Ну а поскольку все стадо игроков в целом - это в каком-то смысле отдельное социальное образование, то и внутри него все - товарищи. Которые храбро борются с проклятыми пиндосскими разрабами, долбаными издателями, закрывающими раздачи торрентов, и журналистами, которые на кого-то обижены, и поэтому ставят любимой поделке из дерьма низкий балл.
"На заборе тоже написано" - особое мнение
"На заборе тоже написано" - особое мнение
Соответственно, основное поле общения этой публики определенного (наиболее играющего в России) возраста - форумы. Поэтому если кто-то на форуме пишет, что игра классная, остальные прислушиваются и начинают, как минимум, обращать на игру внимание. Если пишут, что игра дерьмо - аналогично.
Тут есть своя загвоздка. Известно, что на любом форуме существует понятный рейтинг: чем дольше пользователь зарегистрирован на ресурсе, чем больше сообщений он оставил - тем больше условных звездочек у него в профиле. И тем больший авторитет он имеет среди тусовки. Бывает, спорят несколько новичков, хороша Fallout 3 или нет, тут приходит простой парень DArK_SUB_ZeRO666, который уже два с половиной года сидит на этом форуме, вешает пост типа "фол 3 уже не тот", все с ним соглашаются и распространяют это мнение дальше. Это элементарная психология: авторитетное мнение кого-то старшего (возможно, дело даже не в возрасте, а в количестве оставленных на форуме сообщений) для этих детей весомей, чем свое собственное, и они будут навязывать его остальным, потому что папа/старшеклассник Коля/саб зиро шесть шесть шесть так сказал.
Понятно, что при таком способе информационного обмена форумная партизанщина работает куда эффективней, чем полосная реклама, про которую и так все знают, что на продажи игр она не влияет. Поэтому иногда можно увидеть вот такую статистику:
"На заборе тоже написано" - особое мнение
"На заборе тоже написано" - особое мнение
Обратите внимание, сколько пользователей поставили 1% этой игре. А потом пройдите по ссылке и посмотрите, сколько из них зарегистрированы давно и имеют какой-никакой рейтинг. Десятки людей проголосовали только против Disciples 3 и забанены, хотя это и неважно: игру уже успели похоронить. Это банальные происки маркетинга конкурентов. Поскольку отдел продвижения обычно занят более важными задачами, можно зайти, например, к тестерам и попросить их потыкать мышкой в AG.ru, чтобы снизить средний балл.
В данном случае большую роль играет адекватность и грамотность верховной администрации ресурса. Если модераторы профессионалы, работающие под надзором правильной политики администраторов, то холиворы и локальные срачи будут пресекаться на раз два. Любое мнение должно быть обосновано. Каждое обвинение, подтвеждено фактами - в противном случае тролль должен словить варн. Вся грусть нынешней ситуации в том, что даже на профессиональных крупных порталах администрация часто скатывается в фанбойство и троллизм вместо того, чтобы занять нейтральную позицию.
Это элементарный способ убить игру. Есть другой, более действенный. Наверняка все вы имели опыт общения со спам-ботами и вряд ли проходили по предложенным ими ссылкам. На пользователя, зарегистрировавшегося час назад и оставившего одно-единственное сообщение типа "игра говно, не покупайте", вовсе не обратят внимания, а модератор быстро выследит наивного тролля и забанит его.
Именно в этот момент на сцену выходят профессиональные тролли (да-да!). Специально обученные сотрудники компаний-издателей, желающие нанести скрытый удар конкуренту, выслеживают наиболее авторитетных пользователей и за гонорар в 300 баксов предлагают ударить по форуму своим "объективным" мнением. Повторюсь: 300 долларов - абсолютно реальная цифра, "инфа 100%" и т.д.
Что-то похожее на описанный выше троллинг происходит с Disciples 3: игра подверглась стремительной пользовательской атаке, и реабилитироваться у нее вряд ли получится. Интернет уже переполняется информацией о тонне возвращенных копий, о багах, из-за которых невозможно играть, и о геймплее, слизанном с "Героев" (гхм).
Ту же самую ситуацию только со знаком плюс можно наблюдать в отношении недавнего Dragon Age. Безусловно игра заслуживает многих похвал, но шедевром в глазах масс её сделал грамотный пиар и вирусная реклама.
Но минуточку, алё! У меня вот, например, есть достоверная информация о том, что в магазинах было зарегистрировано всего три возврата. Три! Где ваша тонна нерабочих копий, м? Или вы ператочек за месяц до релиза понакупили и теперь плачете, как дети малые?
Баги? Извините, S.T.A.L.K.E.R. был чист и совершенен? И ведь играли люди, и нравилось. Кроме того, к некоторым играм, особенно отечественным, патчей приходится ждать критически долго, но это им прощают. Моя копия Disciples 3 сразу после установки начала автоматическое обновление, скачала все нужны патчи и благополучно запустилась.
Геймплей? Извините, весь сериал Disciples начинался именно как клон Heroes of Might & Magic, тут уж ничего не попишешь. Хотите - играйте, хотите - нет.
Поэтому. Важно помнить, что верить глазам всегда - глупо. Когда кончаются аргументы, начинается стрельба, и к этому всегда надо быть готовым.
Из всего вышенаписанного ни в коем случае не слудет делать вывод о том, что Disciples 3 получилась хорошей игрой. Или плохой игрой. Говорить о том, какой вышла новая Disciples, я не буду, этим в ближайшее время с вами поделится Николай Третьяков. Тут важна мораль: не стоит доверять общественным местам: в некоторых общественных местах ссут мимо толчка, а на стенах, извиняюсь, "х*й" пишут.
От себя хотел бы пожелать всем игрокам не поддаваться стадному инстинкту и проверять всё личным опытом. А компании Акелла посоветовал бы наладить более активное сотрудничество с фанатским сообществом. Потому что к сожалению, часто и густо общение идёт как в замедленной съёмке, что отнюдь не способствует формированию "фанатского щита" для игры от троллей и происков конкурентов.