Вы наверняка замечали, как герои одного типа DotA 2 хорошо справляются с героями второго типа, которые, в свою очередь, щелчком пальцев выносят героев третьего типа. Ну, а третий тип, как вы уже догадались, хорошо себя проявляет в борьбе с первым. Типичный принцип камень-ножницы-бумага, присущий всем стратегиям, работает и в Доте, только со своими условностями. Например, если Bane – это как ножницы против Tidehunter’а-бумаги, то с покупкой того же Black King Bar и правильным подходом к бою, Тайдхантер вполне может трансформироваться в камень. Именно поэтому мы и любим эту стратегию, которая с каждым новым матчем дарит свежие эмоции.
Небольшой пролог
Сегодня мы рассмотрим тактики и контр тактики против наиболее популярных героев. После этого гайда вы больше не будете выбирать только своих любимчиков каждый матч, теперь вы будете вначале думать, кого бы подобрать в противовес уже выбранным. На чемпионатах и серьезных играх перед матчем капитаны или ответственные за пик команды самостоятельно выбирают для своей команды состав, отправляя в бан наиболее неугодных для своей пятерки героев. Например, задумав взять за свою сторону пару мощных магов, неплохо бы забанить Сайленсера и Анти-Мага, или увидев, что противник выбирает дерзких пушеров, можно подобрать себе в команду толковых гангеров, забанив для соперников хард-керри. На данном этапе про режим CM (Captain Mode) вам думать рано, однако мыслить в подобном русле стоит начинать уже сейчас.
Тем более, уверен, у вас в Steam уже набрался десяток-второй друзей по игре, среди которых есть хотя бы парочка действительно толковых игроков. Можете собираться с ними как можно чаще, отрабатывая свои контр-пики на выборе героев соперников в ладдерных играх. А если вы когда-нибудь обзаведетесь командой или целым кланом, вы уже будете приспособлены к анализу вражеского состава и правильному составлению своего.
Выбираем по уму
Обо всех героях, которые будут в моем списке, я обязательно расскажу в своем цикле гайдов, поэтому если в контр-пике вы увидите кого-то незнакомого – не пугайтесь, рано или поздно мы всех рассмотрим.
В прологе я уже упомянул Anti-Mage, и, надеюсь, вы поняли, что стоит его брать против *барабанная дробь* особо мощных магов, таких как Keeper of the Light, Zeus, Storm Spirit, Lich, Warlock и других персонажей, сильно зависящих от маны. В целом, Анти-Маг – универсальный герой. Его пассивная способность сжигать ману за удар может пригодиться против любого героя, кто активно пользуется своими заклинаниями, к тому же это просто мощный керри. В то же время, обратите внимание на дизейблеров-магов, таких как, скажем, Bane. Наш герой способен избежать гангов благодаря блинку, однако при встрече с Bane мы или будем усыплены (читай – окружены и убиты), или подвержены ульту Бэйна (читай – заморожены и убиты).
Не забываем, что кроме Анти-Мага есть замечательный герой Silencer, который идеально подходит против героев с набором дорогостоящих заклинаний. Возьмем для примера Earthshaker’а, который не может регулярно пользоваться своим «ударом полена» по двум причинам: 1. Оно стоит много маны, которой у героя в запасе не фонтан; 2. Им можно преградить союзникам дорогу, т.е. помешать своим же. Поэтому на таких, как Earthshaker, заклинание Curse of the Silent Сайленсера должно кастоваться в автоматическом режиме – бедняге-таурену такой эффективной тактикой мы испортим игру. В то же время колдуну Личу или ядовитому Venomancer’у данное проклятие – по барабану, и подобных героев, у которых есть заклинания с малым расходом маны (у Лича – Щит или Жертвоприношение, у Веника – Ядовитые Варды), можно смело ставить на одну линию к таким, казалось бы, неудобным противникам, как Сайленсер.
Перейдем к еще одному многофункциональному герою – Sladar’у. Рыбина прекрасно себя показывает против ряда героев, таких как Sand King (обрывает топотом ульт Скорпиона), Enigma (с BKB и скоростью Энигма мало что сможет нам противопоставить), а также любых противников с невидимостью, таких как Riki (самый сложный из невидимок), Bounty Hunter, Clinkz, Broodmother. На последних товарищей мы просто будем метать ульт, который позволяет видеть даже невидимых персонажей. Кроме того, у некоторых героев предмет Shadow Blade является приоритетным, т.е. данные товарищи тоже рано или поздно будут становиться невидимками, ближайший пример: Снайпер. К тому же против Снайпера нам очень пригодиться наша скорость и оглушение. Любителей наделать иллюзий также в большинстве случаев ждет фиаско с нашим топотом, поэтому Naga Siren, все тот же Clinkz, Chaos Knight или Phantom Lancer легко будут палиться даже со своими фантомами. При этом Сладар не является непобедимым героем. Чуть ли не любой дизейблер или мощный нюкер, вроде Bane, Lina или Shadow Shaman может поджарить нашу рыбешку своим прокастом.
Лесник Lifestealer – прекрасная контра любому толстому танку, и когда у вас появляется чувство, что команда не справится с парочкой Durable-персонажей соперников, Lifestealer – выбор что надо. Во-первых, он замедляет свою жертву, что делает его непревзойденным охотником и гангером. Ведь мы большую часть игры проведем в лесу или вселившись в тело другого героя\крипа, поэтому каждая наша атака будет неожиданной. Во-вторых, у нас есть способности, с которыми атаки отнимают процентное соотношение здоровья. Будь у противника хоть 10.000 хит-поинтов, он будет умирать так же быстро, как и любой другой герой. Поэтому когда соперник берет таких жирдяев, как Axe, Tidehunter, Ogre Mage, Centaur, Pudge (если в нашей команде есть станнеры), Magnus, Skeleton King и других «непробиваемых» персонажей, стоит задуматься о пике Упыря. Однако если в вашей команде оказалась парочка танков, а умный соперник взял Лайфстилера, нужно брать хороших гангеров и нюкеров, ставя в лесу варды, выискивая упыря и убивая его с первых уровней. Тогда он не успеет прокачаться до того смертоносного статуса против наших танков.
Многие любят пикать Drow Ranger благодаря ее солидной дальности атаки и замораживающим стрелам, от которых мало кто может убежать. К тому же ближе к концу у героини будет колоссальный урон (если вещички будут подобраны правильные), от 300 dmg и выше, который вместе с бешеной скоростью атаки способен заставить думать, что это читерный герой. Уверяю, это не так. Во-первых, первым делом в битве следует выводить из строя именно ее, при этом стоит быть готовым, что Drow Ranger может быть невидимой или вызывать иллюзии (Shadow Blade и Manta Style являются приоритетными предметами для героини). Во-вторых, есть герои, лучше всего контрящие шуструю лучницу. Bane уменьшает ей урон и отправляет в сон, к тому же ультимейт против DR используется на ура. Razor также способен уменьшать атаку героев, только украденную разницу он приплюсовывает себе. Т.е. чем выше атака у Drow, тем больше прирост будет у Razor. Ну, а Kunkka является самым неприятным противником для героини – волна Torrent и ультимейт после заклинания «Метка» охладит лучницу, отправив ее бездыханное тельце в таверну. На заметку, Kunkka также является заклятым врагом для Earthshaker’a. А если вы уже успели опробовать нового героя Dota 2 – Centaur’а, с его пассивной способностью возвращать урон, Дроу сама будет избегать встречи с нами.
Только недавно я писал про Witch Doctor – подлого шамана, способного как наносить огромный урон своим соперникам, оглушая их, так и лечить союзников. Против старикана первым делом стоит брать Tidehunter’а, который будет регулярно замедлять Доктора, а если тот поставит смертоносный Вард, – оглушит способностью Ravage на безопасном расстоянии. При этом самого Witch Doctor’а советую брать для всевозможных связок, о которых мы поговорим в следующий раз.
Героем Doom Bringer управлять с первого взгляда очень просто. Однако, как выясняется, чтобы он в конечном итоге не стал обузой, первые 20 минут им приходится активно фармиться – идеальное время, чтобы нанести адскому здоровяку удар. Против него берутся всевозможные гангеры, которые просто не дают медлительному бедняге нормально прокачаться. Однако следует позаботиться и о керри, ведь если Doom все-таки сможет набрать круглую сумму и высокий уровень – от гангеров толку будет немного. Самому пикать Doom Bringer’а стоит против, скажем, Zeus’а, Puck’а, Leshrac, Storm Spirit’а, Lich, не раз упоминавшегося сегодня Bane и других героев, которые без заклинаний будут абсолютно бесполезными.
Night Stalker’а в целом можно назвать универсальным героем, ведь под покровом тьмы он представляет опасность большинству героев DotA 2, однако в первую очередь брать его стоит при пике соперниками таких персонажей: Windrunner, Zeus, Keeper of the Light, Crystal Maiden, Necrolyte. В случае выбора Night Stalker’а соперниками – пробуйте выносить его хорошими дизейблерами, в первую очередь выбирая Bane, Shadow Shaman, Lion, Sand King.
Среди часто выбираемых героев особое место занимает Sven, который является хорошим танком и дамаггером в одном лице, к тому же этот персонаж способен оглушать нескольких юнитов за раз и широко размахивать мечом, поэтому, нацелившись на одного противника, он бьет и всех вокруг. Против него я бы рекомендовал выбирать Bloodseeker’a, швыряя одновременно ульт и «Молчание» и оставляя беспомощного Свена умирать от атак наших дальнобойных союзников. Дорогая многим Drow Ranger со своими нескончаемыми ледяными стрелами также хорошо расправляется со здоровяком, в принципе, как и Lion, оглушающий и наносящий гигантский урон Sven’у заклинанием «Палец смерти». Самого же Свена в первую очередь выбирают, когда за соперников выступает Kunkka, Bane, Mirana или герои с небольшим запасом здоровья, уязвимые к гангам.
Гайдозаключение
Итак, мы рассмотрели основные контр-пики в Dota 2. К сожалению, это неполный список, т.к. в игре полно многофункциональных героев, роль которых по ходу игры может меняться. Так Earhshaker-саппорт и Earhshaker-гангер – это два абсолютно разных героя, и против каждой из этих ролей может подходить по несколько хороших контр-пиков. Тот же Venomancer вообще может играть одну из пяти ролей... Или возьмем Enigma или Juggernaut’а, двух героев, которые эффективны против большинства персонажей Доты, и будут полезны как в лесу, так и в пушинге или массовых битвах. Можете себе представить, насколько увеличится список.
Уверен, мой основной подбор поможет лучше ориентироваться при выборе персонажей в более серьезных битвах, а когда вы начнете играть уже полной командой знакомых, впятером, пики еще больше будут напоминать Captain Mode, с одним лишь отличием – у вас пока не будет возможности банить героев.
Напоследок дам пару советов. Если играете один (в смысле, с незнакомыми людьми), старайтесь не спешить с выбором, подождите трех-четырех выбранных героев соперников, чтобы составить наиболее правильную стратегию. Если играете компанией, первыми выбирайте многофункциональных героев. Приведу пример: пусть вы, либо кто-то другой в команде берет Earthshaker’a, ведь он, напомню, имеет несколько ролей. Если противник тут же возьмет, скажем, Сайленсера – превосходно, значит мы подберем контру против него: Сладара или Веномансера. Против них тоже подобраны неприятные соперники? Не беда, у нас еще 3 пика. В конечном итоге, разумеется, все будет зависеть от навыка играющих, ведь если скилл игрока намного выше, он даже против контр-пика может выйти победителем. А если научиться грамотно подбирать контры – мы на полпути к победе.
В будущем я расскажу, как модернизировать тактику контр-пиков, добавляя в них так называемые «страты» – связки героев, на пару достигающих максимального КПД.