Запуская очередной шутер «по реальным событиям», «с привлечением квалифицированных специалистов», «со сложными моральными дилеммами», мы вновь и вновь открываем коробку с бутафорскими игрушками, сфабрикованными по одной-единственной схеме. Мы разрываем в клочья стада коренных жителей Афганистана в очередном Medal of Honor, наводим демократию в Зэкистане, поднимаем американский флаг на развалинах среднеазиатских хибар. Смуглолицые господа в ихрамах с АК-47 наперевес определяют сеттинг, но никоим образом не задевают концепцию игры. Стоит заменить их на роботов из Binary Domain или зомби из Resident Evil 6 – и ничего не изменится. Мы все с тем же суровым лицом и окладистой бородой продолжим насаждение либеральных взглядов среди полусгнивших тушек или консервных банок с гипербластерами. То, что обычно принимается за сюжет, обычно оказывается набором бессвязных предложений, которые оправдывают вооруженный круиз вокруг земного шарика. Но современные игры предпочитают не выставлять напоказ два ключевых аспекта, которые стоят практически за любым современным конфликтом. Первый – геополитический слой и политтехнологии, разбавленные материализмом в классическом понимании. Второй – религиозные противоречия. И если первый в практически любой игре (кроме глобальных стратегий) будет смотреться, как пятое колесо у телеги, то второй фактор является табуированным. Дескать, религиозные чувства задевать нельзя никоим образом.
«Да и хрен с ним!» - скажут геймеры и будут в корне неправы. Никто не заставляет вас отличать суннитов от шиитов, копаться в прошлом Ханаанской земли, знать подробности схизмы 1054 года и выделять ортодоксальных салафитов из толпы. Но именно религия оживляет цивилизацию, дает необходимое трение между разными обществами, из которых возникает искра конфликта. Применительно к реальности – вы сами можете оценить, какие судебные дела стали наиболее обсуждаемыми в этом году. С одной стороны – девицы, устроившие песни и пляски в ХХС, с другой – спортсмен, убивший человека «по неосторожности». Таким образом нашей судебной системе приходилось постоянно лавировать между интересами двух социальных групп, каждая из которых могла задать жару в случае «неверного» вердикта. В играх все куда проще – боги и церквушки тут нужны только для галочки, для аутентичности.
Такой далекий от реальности жанр, как фэнтези, может сколько угодно заигрывать с религией. Казалось бы, просторы для творчества не ограничены. Стоит только посмотреть на противостояние конфессий в Вестеросе или сатирическом образе всемогущих (и не очень) сущностей в книгах Пратчетта, чтобы понять, что даже в заведомо фантастической вселенной религия может стать одним из ключевых факторов. Однако игроделы предпочитают не углубляться в эту тематику. Выбирая себе бога в очередной RPG, вы присматриваете себе нужные характеристики и способности. Ага, бог-кузнец дает пять дополнительных очков к обработке адамантита, зато бог-воитель увеличивает вместительность колчана. Ну и что с этим прикажете делать? Кому нужна религия, если она просто выдает перки и сразу уходит на дальний план. А все конфликты смотрятся настолько наигранными, что уж лучше бы разработчики делали миры, населенные прирожденными атеистами. В порядке бреда героя начинают сталкивать тет-а-тет с его богами, чтобы подчеркнуть лишний раз его исключительность.
Некоторые девелоперы устраивают встречу с «реальными» богами, которые, правда, уже давно отошли от дел и пылятся среди антиквариата. Так, Age of Mythology рассказывает о войне между тремя религиозными группами. Сборная сверхъестественных существ из Египта посылает в Вальгаллу варягов вместе с их божествами, но сами огребают от объединенной команды Олимпа. В God of War мы и вовсе совершаем возвратно-поступательные вместе с Афродитой, издеваемся над беднягой Аресом и выдаем порцию подзатыльников Зевсу. Где вы, хранители эллинистической культуры? Смотрите, я надругался над вашими святынями и все еще стою, не сраженный молнией. Мне не трудно представить соревнования по вольной борьбе между Сетом и Одином, но как насчет идеи стравить в одной игре Иисуса, Яхве, Будду и других богов из нашей реальности? Скажем, в виде очередной MOBA-игры. Подобный проект завернут еще на этапе предложения на планерке, после чего «генератора идей» вышвырнут из компании и поставят клеймо на лбу. Ибо нефиг.
Даже обращаясь к тематике Средневековья, девелоперы стараются не задевать религию. Хотя именно тогда церковь проникла во все сферы общественной жизни, искоренив все представления об античном гуманизме. Исключений из правил не так много – Assassin’s Creed II предложил нам проследить за противостоянием Эцио с Папой Римским Александром VI, в миру известным как Родриго Борджиа. Но и эту острую тематику создатели умудрились подать под слащавым соусом «как ассасины против тамплиеров боролись». В стратегии Medieval: Total War понтифик и вовсе предстал в образе негодяя, который способен разорить страну не хуже татаро-монгольского нашествия. Вот только атрибутов духовной жизни в играх отчаянно не хватает. Почему бы не показать дикие обычаи катаризма, нарисовать посреди чумных городов процессии флагеллантов? Именно мелочи, связанные с духовной стезей, способны превратить игру из обычной реконструкции в атмосферный проект.
Конечно, предпринимались попытки пробраться в сакральный мир и наживаться на этом. Наиболее яркий пример – Dante’s Inferno, клон God of War по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Для тех, кто незнаком с литературным первоисточников – в нем Данте не отрывает хвосты чертям, не отнимает косу у старушки Смерти и не разрушает дотла Дит. В сопровождении Вергилия он опускается до девятого круга, наблюдая за мучениями грешников, выслушивая их откровения, по ходу дела признаваясь самому себе и Всевышнему в содеянных грехах. Только прощение Беатриче позволяет ему продолжить путь наверх. Игра практически полностью пресекает созерцательную часть и заставляет героя пробиваться к Ледяному Озеру с боем, расшвыривая королей преисподней силой косы и распятия-дробовика. Исходя из специфики сочинения Алигьери, куда уместнее было бы создать виртуальную экскурсию в духе Journey, где игрокам приходилось бы задумываться о судьбе тех или иных грешников и самого Данте. Есть в первоисточнике небольшой казус, на который разработчики закрыли глаза. На восьмом кругу проживает пророк Мухаммед, да и раскол между суннитами и шиитами автор не обходит стороной. И если вольготное обращение с обитателями преисподней Electronic Arts смогли стерпеть, то задевать чувства приверженцев ислама они не стали по понятным причинам. Как показал пример безвкусной ленты «Невинность мусульман», трогать их святых не стоит ни при каких обстоятельствах.
К слову, кинематограф не боится задевать «запретные» темы. Недавно в Интернете пролетела весточка, что Следственный Комитет предложил «закрыть» от взглядов общественности гениальный фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Странно, что товарищи из СК не обратили внимание на сатирические «Житие Брайана» и «Догму», в котором над отдельными проявлениями христианской конфессии смеются в открытую. Само собой, игровая индустрия не готова открыто поиграть на чувствах религиозных людей – на кону стоят миллионы. Одна оплошность – и популярный бренд попадет под волну запретов, от него откажутся ведущие супермаркеты. Но мы-то знаем, что история религии полна кровавых страниц и было бы странно вечно отворачивать от них свои глаза. С другой стороны, каждое высказывание может считаться подстрекательством и разжиганием. Чтобы оживить виртуальный мир и при этом не оскорбить миллионы людей, придется идти по тонкой грани. Но разве оно того не стоит?