Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
161420_100001530033015_4997744_n

Плюсатор Dubitans 33

158

Матерая Contra. История сериала, часть вторая

Продолжаем сеанс сладких (и гадких) воспоминаний об одном из главных сериалов компании Konami и основном созидателе жанра run’n’gun. Если кто-то не курсе, о чем тут речь, и как вообще надо писать-читать слово «Контра» – добро пожаловать в первую часть рассказа, посвященную частям для 8-ми и 16-ти битных платформ. Здесь же и сейчас мы перенесемся в эпоху становления трехмерных игр, в год 1996-ой, когда Contra впервые покинула уютные старые-добрые картриджи и появилась на черных как деготь дисках правившей тогда бал Sony Playstation под именем

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Contra: Legacy of War

Платформы: Sony Playstation(1996), Sega Saturn (1997)

Жанр: third person shooter

Время, свихнувшееся на полигональной графике, требовало делать из привычной «Контры» нечто объемное и внушительное. К несчастью, Konami препоручили чашу сию студии Appaloosa, известной по серии Ecco The Dolphin. И как оказалось, пару потных мужиков в три измерения перенести сложнее, чем одно скользкое морское млекопитающее. Новые контроделы честно попытались выдать «то же самое, только в 3D» – больше всего LoW похожа на этапы с видом сверху из Super C/Operation C. Но уровень исполнения тянул скорее на студенческую поделку и совершенно не блистал изобретательностью прошлых частей.

Вселенную опять защищали четверо – как и в Hard Corps это мужчина, женщина, робот и антропоморфный индивид (правда, уже пришелец-перебежчик, а не мутант) – и единственным знакомым персонажем был Ray Poward, главгерой той же мегадрайвовской серии. Спасители мира – как и инопланетное пушечное мясо – были спрайтовыми, лишь вражеские турели да боссы уровней могли похвастать неказистой полигональной шкуркой. К посредственной графике добавлялись глючащая система повреждений, тормоза в самый разгар перестрелок и некоторое ощущение дезориентации от слишком близко посаженной камеры и мельтешащих по экрану фигурок – полный набор «незадокументированных фич».

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Страшным получилось «Наследие войны», подстать своему названию
Вытягивать игру должны были режим трехмерного изображения, идущие в комплекте стерео-очки – и… как «всё»? Больше козырей у LoW не находилось. Нет, в это можно было играть, вдвоем – даже получая нечто подобное прежнему адреналиновому фану, но Appaloosa явно запуталась в третьем измерении как в третьей сосне, превратив тайтл в тяжеловесного и медлительного уродца с лишней ногой. Главный показатель плачевности картины – невыход на родине, в Японии, что совсем уж из ряда вон.

После такой неудачи доверие публики надо было возвращать. Расхлебывать кашу поручили тем же, кто ее заварил. В итоге через два года работ Appaloosa соорудила

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
С: The Contra Adventure

Платформа: Sony Playstation(1998), хотя лучше бы не было никакой

Жанр: Издевательство

Обычно люди, допустив ошибку, стараются ее исправить, или там сгладить негативный эффект. Совсем не таковы оказались творцы из венгерской студии, переехавшей в Калифорнию. С помощью Contra Adventure они не только не восстановили свое доброе имя, но захотели опровергнуть пару вечных постулатов серии. Самое главное, после чего можно смело пропускать абзацы вплоть до PS2 – кооперативный режим просто-напросто исчез, предоставив ошалевшим игрокам решать все проблемы нашей планетки в одиночестве.

Все было бы ничего, представляй игра из себя что-то членораздельное – в конце концов Operation C не стала убожеством от того, что лишилась поддержки Game Boy Cable. Но и тут программисты, художники, дизайнеры и сценаристы сработали, как компашка второкурсников заштатного колледжа. Большей частью Contra Adventure оказалась похожа не на шутер, а скорее на Tomb Raider без удобного автоприцеливания и с куда более издевательской камерой. Еще парочка этапов была выполнена в ретро-стиле: привычный плоский стреляй-беги с трехмерной графикой. Однако сбалансированность «классических» уровней и их дизайн оставляли желать лучшего. Так, в конце первой же миссии нас ждали четыре подряд босса, убивающих с первого удара – при всем при том, что в C:TCA имелась линейка энергии. Состояние человека после такого внезапного скачка сложности, думаю описывать не надо. Точно так же как не надо детально описывать теплый прием, устроенный сообществом этой с позволения сказать «поделке». Достаточно упомянуть только, что ни японского, ни европейского релиза CA мир не дождался. И слава Богу.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Редчайший приятный момент в C:TCA
Две подряд «никакие» части заставили руководство Konami взорвать офис Appaloosa и вскрыть животы всем причастным к опозориванию имени Contra длинными самурайскими нодати (прим. авт. – проверить фактегу). После чего подыскивать серии новое пристанище. Изначально была выбрана Nintendo 64. Игра под заглавием Contra Spirits 64 даже появилась в анонсах в 1999 году, но добраться хотя бы до стадии «альфа» ей было не суждено.

Тогда конамиевцы принялись умолять господина Нобуя Наказато, дизайнера Contra III/Hard CorpsRocket Knight Adventures) сделать на новой, мощной и популярной приставке Playstation 2 что-то эдакое, с блэкджеком и spread gun, что привело бы серию в чувство. Наказато-сан не стал упускать шанс, устроив «Контре» лихое возвращение вместе с

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Contra: Shattered Soldier aka Shin Contra (JP)

Платформа: Playstation 2 (2002)

Жанр: Настоящая Contra в 3D

Геймдизайнер 16-битных выпусков пошел по принципу «от добра добра не ищут». На позицию санитара Вселенной вернулся Билл Райзер, получив в компаньоны девушку-киборга Люсию. Игровой процесс целиком и полностью остался в двух измерениях, хотя графика по меркам своего поколения была очень приятной и выдерживала мрачный американский стиль с легким налетом японщины в героях.

Эйдосов геймплейных набралось целых три. Первый – не очень интересный – состоит во введении Hit Rate – процента уничтоженных на уровне врагов, с учетом которого составляется рейтинг игрока. Второй уже полезнее – первые четыре этапа можно проходить в любой последовательности. Третий же – и вот его стоит любить и хотеть в каждой «Контре» – замешан на том, что каждый боец должен постоянно иметь при себе нормальную пушку. Так что Билл и Люсильда оказались избавлены от трудностей подбора оружия из пролетающих орлов – теперь игрок мог постоянно переключаться между самонаводящимися ракетами, огнеметом и веерным автоматом (*падает в обморок от переизбытка чувств). Расплатой за богатство огневой мощи стала сложность.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Черепашка из «Супер Проботектора», узнаете?
На континенте ковбоев и текилы Shattered Soldier называли и называют Shattered Controller – разбитый джойстик, то бишь. Мистер Наказато как следует вспомнил свои деяния времен «консольных войн 90-х» и насытил SS тучами врагов, истреблять которых надо в самых разнообразных ситуациях. Есть тут и фирменные мотоциклы, и полеты в обнимку с ракетой, и титанические трансформеры, и полуголые анимешные девочки. Но главный акцент сделан все-таки на постоянно лезущих в кадр боссах. Боссы игры – жуткий коктейль из цитат – типа вездесущей «стенки с двумя пушками» – и убийственно забавных в своей отвратительности ксеноморфов вроде улитки-броневичка и гигантской рыбины с человеческим лицом (привет, Seaman!), любящих изрыгать на парочку спасителей мира свои внутренности. Один только макабрический робот-серфер ростом в три десятка метров стоит того, чтобы поиграть в SS (ах, каков каламбур). Правда, не надейтесь найти лицензию (нигде кроме ебэя, конечно) – по крайней мере PAL-версия редка, дорога и появляется на публике чуть чаще, чем младший сын Ким Чен Ира.

Примерно такую же, если не большую, коллекционную редкость представляет собой и следующая часть сериала

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Neo Contra

Платформа: Playstation 2 (2004)

Жанр: Настоящая Contra в 3D-два

Реабилитировав двухмерное стрельбище, Нобуя Наказато покинул режиссерский пост (однако оставшись продюсером всех новых инсталляций). Его преемнику, Такаюки Андо, захотелось воскресить в памяти игроков уровни в помещениях из Super Contra. Те самые, где камера под потолком, а герои не умеют прыгать. Действие перенесли в 4444 год, Люсию превратили в секретного персонажа, а основным напарником товарища Райзера стал самурай Генбей Ягуи по прозвищу «Ягуар».

Происходящее в пятом тысячелетии мракобесие походило на сильно доработанную Legacy of War, скрещенную с Shattered Soldier. Система из трех постоянных оружий и рейтинг за процент уничтоженных врагов сохранили свои места, хотя теперь можно было выбирать различные комбинации пушек. И вновь первые четыре миссии разрешали проходить себя в любом порядке. Роль интересного нововведения была отдана в «НеоКонтре» защитным движениям, призванным заменить прыжок и приседание. Маневров имелось два - dash - ускорение, позволяющее убегать от пуль - и spin - осевое вращение, дающее герою пару читерских секунд неуязвимости.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая

В любой «Контре» все понятно даже по-японски

Запоминалась, впрочем, последняя «Контра» прошлого консольного поколения не этими мелочами, а бодро-идиотическими заставками (Я убью тебя, Билл Райзер, слабак!!! – Нет, я убью тебя!) и многочисленными шизофреническими боссами. Как вам ящер-мутант с расстроенной пастью изо рта у которого вылезает не менее исполинский младенец? А безумный киборг-растение, превращающийся в венерину мухоловку-каннибала размером с неплохой коттедж? Трудно сказать, чем надо расширять реальность, чтобы выдумывать подобных тварей.

За отсутствием конкуренции Neo Contra легко становится лучшей адаптацией сериала под три измерения, даже при всей своей скоротечности. Однако тру-«Контра» – она должна быть сайдскроллером. Поэтому следующая игра про уничтожение полчищ чужих парой калашей снова вернулась к своим корням.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Contra 4 aka Contra: Dual Spirits (JP)

Платформы: Nintendo DS, Mobile Phone (2007)

Жанр: квинтэссенция жести

Между третьей и четвертой номерными частями лежат 15 лет - целая маленькая жизнь, но при взгляде на игру для DS кажется, что прошло года два, не больше. Графика спрайтовая, на уровне аркад ранних 90-х, либо топовых игр для SNES. Герои различаются лишь цветом штанов. Абсолютно все места действия из Contra 4 мы уже когда-то посещали. Джунгли, водопады, лаборатория, город в огне, прибрежная зона, гнездо инопланетян и даже базы с видом из-за спины. Можно носить пару берданок сразу и улучшать их, взяв один и тот же приз дважды. Словом, все то, что мы так обожаем.

Но каждый уровень заполнен врагами как электричка в час пик и предлагает сложность настолько запредельную, что пять здешних continue кажутся издевательством. Есть конечно, режим Easy с изначально прокачанными пушками и вырезанным финальным этапом. Можно и подключить друга – по Wi-Fi, но игра не становится от этого к вам мягче – заставляя соперничать с собой на жилах, что для поколения «Press A to win» просто невероятно.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая

Версия Contra 4 для Nintendo DS – возможно, лучшая часть серии

После одоления всех зон Arcade Mode открывается беспощадный тест ваших выживательных способностей – режим Challenge. Слабо замочить 65 врагов за полторы минуты? А пробежать пол-уровня, ни разу не выстрелив? А разнести босса с самой слабой «пулялкой»? Если все же не слабо справиться с сорока Испытаниями (именно так, с Большой Буквы) – игра откроет безумную кучу дополнительного контента.

В призах – полноценные Contra и Super Contra, идеально воспроизведенные встроенным эмулятором, пять секретных персонажей, интервью с господином Наказато и комиксы по мотивам. Изначально открыт огромный музей с кучей скринов, историей всех «Контр» до 2007 года и интересными фактами, которые я специально не привел в своем тексте, чтобы все интересующиеся взяли и сыграли в этот убершедевр. Словом, количество содержимого в маленькой серой коробочке с Contra 4 может приковать к DS на месяц или больше.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Существует также Java-версия – с куда худшей графикой и без бонусных плюшек

Так что именно эту часть, как образец потрясающей любви к своей работе, чуть ли не научного внимания к деталям и яркий пример доведения принципов до грани абсурда, я считаю лучшей в серии. Ну а все, кто кричит, что «мертвая зона между экранами» – просто не умеют играть, и не понимают, какое это счастье – 20 раз перезапускать уровень. Для таких, не любящих слишком жесткое «мясо», но желающих месить пришельцев, была сделана
Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Contra ReBirth

Платформа: Nintendo Wii (2009)

Жанр: несколько часов хороших воспоминаний

Последняя на настоящий момент из вышедших частей сериала больше всего напоминает среднее арифметическое между Super Probotector и Hard Corps, что в плане графики, что в плане экранного действия находясь где-то между 16-битными инсталляциями. Все здешние элементы не новы, но используют спусковые крючки ностальгии так грамотно, что в процессе действия забываешь, что игра сделана в году 2009, а не в 1993. Впрочем, даже идеально, чуть ли не покадрово воспроизводя дух серии, ReBirth все-таки заканчивается слишком быстро для полноценной части, оставляя впечатление скорее флешбека, чем перерождения.
Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
И вновь продолжается бой, дубль 2648-й
Однако о времени, проведенном с вимоутом в качестве автомата, не жалеешь совершенно. Подробнее останавливаться на ReBirth не вижу смысла – лучше будет обратиться к моей же подробной рецензии, в которой расписаны и мелочи и детали этого очень достойного проекта. Еще интереснее, что серия имеет целых два анонсированных продолжения. Одно из них мы увидим в следующем году – это неизвестный тайтл для Nintendo 3DS. Другое выйдет совсем скоро и уже успело обзавестись именем собственным.
Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Hard Corps: Uprising

Платформы: Xbox360, Playstation 3 (конец 2010)

Жанр: решили оставить в покое

Первая «Контра», в заглавии которой слова «Контра» не будет и первая часть сериала для больших некст-ген консолей обещает несколько инноваций разной степени приятности. Освобождать Землю предстоит в роли того самого полковника Бахамута, который 17 лет назад планету хотел захватить. Плюс ко всему, игра получила совершенно японскую внешность – понятное дело, в стиле аниме. А там где аниме, там и RPG – встречайте, опять же впервые в истории – Contra с элементами ролевушек. Как к этому относиться – дело личное, но на прокачку в двухмерных «Метроидах» никто не жаловался. Настораживает в Uprising разве что студия разработчик – это Arc System Works, создатели файтингов Guilty Gear и BlazBlue. Впрочем, превью уважаемых западных сайтов утверждают, что этой зимой нас ждет всамделишная «Контра» - во всем, кроме названия.

Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая

За всей цветастостью не узнать старую знакомую нельзя

Как видите, нынешняя жизнь знаменитой игровой серии пусть и не столь ярка, как двадцать лет назад, но вполне достойна своих великих предков. Покрошить чужих мощным пулеметом можно практически на любой консоли текущего поколения – и совершенно точно можно будет в поколении следующем. Однако Contra – это не просто дюжина хороших стрелялок. Миру видеоигр сериал от Konami дал нечто большее. В заключение своей истории я хотел было напомнить об этих пусть не самых великих, но достижениях, но вдруг понял, что одних только «клонов» набирается на порядочные килобайт шесть. Поэтому «Матерая Контра» не прощается с вами, а только говорит – до скорого свидания в третьей части.
Матерая Contra. История сериала, часть вторая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть втораяМатерая Contra. История сериала, часть вторая
Contra. Превратит вашего мальчика в мужчину

158
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

26 комментариев к «Матерая Contra. История сериала, часть вторая»

    Загружается
Чат