История игры повествует о судьбах четырех людей, что связаны с Origami Killer’ом. В неназванном, пропитанном дождем городе, зловещий Origami похищает маленьких мальчиков. Их тела находят лишь несколько дней спустя, утопленными, с орхидеей на груди и фигуркой оригами, сжатой в руке.
Тематически и стилистически Heavy Rain имеет гораздо больше общего с хорошим триллером, нежели с Gears of War 2. Да, элементы видеоигры на месте. Но зачастую это худшие моменты игры – нелепая и нереалистичная перестрелка в особняке, «слабая» сцена встречи с менеджером ночного клуба, взятая прямиком из Grand Theft Auto's Vice City, выбиваются из общей картины.
Когда Heavy Rain пытается внести ноту интерактивности это начинает выглядеть аляповато. К счастью, такие моменты встречаются довольно редко и появляются не в первые часы игры, а к тому времени вы будете настолько увлечены сюжетом, что сей факт, вряд ли расстроит.
Часто лучшие моменты тихи и едва заметны, или же ужасны и внезапны. Выбор, где интерактивность позволяет Heavy Rain менять ход событий в зависимости от ваших решений: на что вы готовы пойти ради спасения своего сына, может ли роман развиваться при стечении жутких обстоятельств, действительно ли некоторым людям лучше умереть?
Это лишь малая толика – ведь именно от вашего выбора может, и будет зависеть развитие сюжета, что в конечном счете, и определяет Heavy Rain, как игру, а не что-либо иное.
Прекрасный заговор
Heavy Rain начинается с идиллической картины семейного быта: будучи дома, архитектор Итан Марс (Ethan Mars) готовится ко Дню рождения своего сына. Вы можете подстричь газон, побегать по палисаднику со своими сыновьями, помочь жене с приготовлением ланча. Подобный подход хитро совмещает подготовку игрока к предстоящим перипетиям сюжета, подкупая заботой о персонажах, и попутно обучает навыкам управления.
Большую часть игры в качестве управления действиями персонажей предлагается нажимать загорающиеся на экране пиктограммы кнопок геймпада, каждая из них предполагает выбор одного из возможных вариантов (который может изменить всю историю/жизнь персонажа в мгновение ока), либо же требуется быстро нажимать последовательность кнопок прежде, чем их изображения исчезнут с экрана (например, управляя кренящимся автомобилем, объехать препятствие на дороге).
Как только вы освоитесь с управлением, повествование сюжета начнется в полной мере. Семейный поход в торговый центр превращается в тихий ужас, как только вы осознаете, что потеряли одного из своих мальчуганов. Пробираясь сквозь толпы людей, вы отчаянно ищете красный надувной шар, что держал ваш кровь от крови. Вся интерактивность данной сцены сводится к передвижению в направлении любого красного шарика, что окажется в вашем поле зрения, нажимая кнопку «Х» и выкрикиванию имени вашего сорванца, которое вызывается потряхиванием геймпада. Начало игры достаточное вялое, но уже к концу первой главы она стискивает вас своей железной хваткой так, как не делала этого ни одна другая видеоигра.
Тяжелое сердце
Секрет Heavy Rain отчасти заключается в местных персонажах. Каждый из них – архитектор Итан, частный детектив-астматик, наркозависимый криминалист из ФБР, и единственный доступный женский игровой персонаж, страдающая бессонницей фотожурналист, - имеют свои изъяны, слабости и особенности характера. Они далеки от шаблонных профилей, столь облюбованных в большинстве игр.
Вдобавок к персонажам Heavy Rain может похвастаться правдоподобностью происходящего на экране, хотя некоторые элементы и отличают игру от реальности, повседневной жизни. История Heavy Rain мрачна, тревожна и очень эмоциональна. Может быть это и не «Гражданин Кейн», но все куда реалистичнее сериала «24». В большинстве своем, персонажи разрешают ситуации, схожие с реальными, достаточно правдоподобно. Здесь нет ни супергероев, ни суперзлодеев.
Город, живущей своей жизнью придает еще больше реализма происходящему: давка толпы на станциях метро, клубы, кишащие извивающимися телами, детские площадки, заполоненные маленькими жителями, и ветер, играющий листвой, и, уносящий мусор прочь. Великолепное графическое исполнение позволяет добавлять к движениям и эмоциям персонажей характерные детали: напряженные в гневе брови, люди, съеживающиеся от дождя, широкие от ужаса глаза жертв. Дождь все время капает по запотевшим от конденсата окнам комнат, в которых царит правдоподобный беспорядок.
Добавьте к этому великолепию сценарий – в обоих значениях данного слова. Во-первых, диалоги персонажей столь реалистичны, что заставляют вас поверить им. Во-вторых, выбор вариантов ответа создают ощущение, что вы являетесь творцом сюжета, хотя это и далеко от истины.
Главный обман, который таит в себе Heavy Rain заключается в том, что в большинстве экшен-сцен невозможно сделать что-либо неверно. Перестаньте нажимать кнопки и вы все равно останетесь живы. Но вы не хотите останавливаться, вы чувствуете, что вам нужно свернуть с пути этой машины/увернуться от удара…
И Heavy Rain достаточно умна, чтобы объяснить, что вы проиграли, не показывая экрана c «Game Over’ами» - ваш персонаж прихрамывает, лицо изобилует ссадинами, в последующих сценах он может даже скончаться, тем самым, прерывая одну их четырех сюжетных линий.
Решения, решения
Нельзя не отметить прекрасной проработки выбора игрока, особенно трудных моральных решений – поцеловать или не поцеловать, убить или оставить в живых, даже поговорить с сыном или приготовить ужин в тишине – все это меняет дальнейший ход игры (тем самым, открывая широкие возможности для повторного прохождения).
Несмотря на некоторые клишейные моменты, невзирая на небольшие проблемы с управлением, игнорируя тот факт, что игра по сути своей – лишь очень продвинутая версия «point-and-click»-адвенчур, которые выпускались десятки лет, Heavy Rain обязательна к приобретению.
Насколько она хороша? Насколько она отлична от прочих игр? Пока автор этих строк проходил игру несколько людей, далеких от игровой индустрии, просмотрели пару ее сцен и были настолько впечатлены увиденным, что ближе к развязке собралась приличная толпа наблюдателей и жаждущих узнать, что же случилось. Подобное бы никогда не произошло с Halo, Grand Theft Auto и даже Uncharted 2 насколько бы эти игры не были хороши.
Можно сказать больше, эта игра неподдельно заставляет вас сесть и наблюдать за вашим сыном, смотрящим ТВ – достаточно сложное нравственное решение и тонкие эмоции, которые могут вызвать слезы на глазах.
Heavy Rain очень достойное предложение – возможно это не «Гражданин Кейн» среди видеоигр, но она наиболее всепоглощающая, взрослая и хорошо рассказанная из всех, что мы видели прежде.