Спутать скриншоты Risen и Gothic 3 — пустяковое дело. Лишь преданные поклонники, вглядевшись в полоски параметров и «горячие» ячейки предметов, поймут, где Миртана, а где — таинственный остров Фаранга.
Сводные братья
Многое роднит Risen с предыдущими играми Piranha Bytes. Структура мира, квесты и утыканный занозами интерфейс выдают почерк эссенской фирмы. Даром что новый Безымянный — не уголовник, а жертва кораблекрушения. Хотя на сей раз обошлось без программных ошибок — поборов извечную неряшливость, авторы выпустили на удивление стабильный продукт. Немецкая RPG без вороха патчей — зверь из Красной книги.
Цена полировки — не только усердие тестеров. Похоронив амбиции, сгубившие Gothic 3, разработчики вернулись во времена первой части. Вселенная Risen — маленький «бесшовный» остров, который можно пробежать от побережья до побережья за десять минут. Портовый городок, болотный лагерь бандитов, монастырь магов и дюжина древних храмов, поднявшихся из-под земли, словно мухоморы после дождя — вот и все богатство. Причем, в отличие от Gothic, свернув с тропы, вы не столкнетесь внезапно с выводком суперопасных тварей, ибо на поверхности зверинец почти везде одинаков. Грифы, волки, шипастые крысы, кабаны, мотыльки-переростки и стайки свирепых карлов, поставляющие опыт, ценные трофеи и мясо, равномерно расселены по карте.
Чтобы туристы не рвались на экскурсию вперед паровоза-сюжета, подземные гады опаснее и толще. Доспехи опять дарят по прихоти сценариста (удачи в истреблении скорпионов, владельцы офицерских лат!). Самые важные зоны вообще закрыты силовыми полями до последней, четвертой главы. Свобода есть, а не разгуляешься. Тем более что нас еще протащат носом по всем местным достопримечательностям. Запрут в Харбор-тауне, отправят на топи или к монахам, заставят искать сначала 5 подсказок старого пирата, потом — 5 золотых дисков, отпирающих вход в недра вулкана, и, наконец, 5 частей легендарной брони. Ну и под занавес нелепая битва с трехкопеечным «боссом» размажет жирную кляксу в недосказанной истории.
В Risen нет богов — могущественный волшебник изгнал их навеки, — но от судьбы герою не уйти. Немецкие демиурги привязали его к столбу повествования, да так крепко, что в душу лезут сомнения: а не подзабыли ли в Эссене суть «role-playing»? Игру, где проблемы решают через «набей морду» или «позолоти ручку», нельзя назвать ролевой. Когда разница между заданиями бандитов и инквизиции в Харбор-тауне состоит в том, кому мы рапортуем о выполнении, — это не RPG. Это — лень, предвестник смертной тоски.
Семь раз отрежь
Ролевая система, и раньше не отличавшаяся глубиной, тоже пострадала от упрощения. Отрубив «лишнее», разработчики оставили три графы: силу (мечи, посохи, арбалеты и топоры), ловкость (луки), мудрость (освоение рун). Каждому виду оружия и трем типам кристальной магии соответствует навык, «прокачать» который можно до 10 раз, были бы деньги, наставник и очки на учебу. Есть традиционные дополнительные умения вроде кузнечного дела, взлома замков и карманных краж.
Постепенно вкладываясь, например, во владение мечом, герой освоит длинные цепочки ударов и парирование выпадов, начнет пробивать вражескую защиту и использовать двуручные клинки на пару со щитом. Правда, ритмичное закликивание монстров не станет от этого лучше.
Завершив прохождение, я долго вспоминал, был ли за все 25 часов хотя бы один квест, достойный похвалы. Не вспомнил. Банальные ситуации и тусклые диалоги в 2009-м столь же смешны, как «два притопа, три прихлопа» вместо разнообразных боевых приемов или реакция аборигенов на визит незнакомца. Переступите порог, и персонаж, пусть трижды благодарный за спасение шкуры, пробурчит что-то злобное и схватится за нож.
Плюнула Piranha и на имитацию повседневной жизни, впечатлявшую в Gothic 2. Спать почти никто не уходит, разве что послушники в монастыре разбредаются по кельям после полуночи. Гроза, утро, вечер — горожане сутками напролет чешут языками, до умопомрачения помешивают суп, дерут граблями несчастный кусочек земли или просто стоят молча. Даже от ливня не прячутся. Чернобыльская зона со сталкерами-юмористами — и та убедительнее!
Кризис доверия
Куда ни глянь — везде следы тупых ножниц. Обкромсали все, включая графику, которая выглядит хуже, чем в позапрошлогодней «Готике 3». Расплывчатые текстуры ландшафта, угловатые лица (посмотрите на эту девушку — сразу поймете, почему она живет вдали от людей!) и рощи уродливых SpeedTree-деревьев тянут Risen на дно к поделкам ValuSoft. Впрочем, иные симуляторы охоты, не говоря уже о прямых конкурентах (см. Drakensang), гораздо симпатичнее просторов Фаранги. Неужели борьба с «багами» и параллельная разработка пособия «Как не надо ваять интерфейс на консолях», оно же — версия для Xbox 360, потребовали таких жертв?
От экономии и повального сокращения выгадал лишь композитор Кай Розенкранц (Kai Rosenkranz). Забыв про симфонический оркестр, барабаны тайко и сладкоголосых певиц, он воскресил минимализм печальных гитар. Его музыка и лучи солнца, пронзающие рассветный туман, скрашивают серые будни безымянного спасителя мира.
Увы, их не хватит, чтобы оплатить кредит доверия, выданный «пираньям» после скандального разрыва отношений с JoWooD. Gothic 2: Night of the Raven и поныне — величайшее достижение студии. Возьмите ее вместо Risen.
Оценочно-уценочный отдел
Оценка AG.ru:
60% - СНОСНО
Оценка игроков:
79%