Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
161420_100001530033015_4997744_n

Плюсатор Dubitans 33

101

Трэш, китч и подсудное дело

Во времена не столь давние, пару поколений железа назад, элементы стелс еще не входили в обязательный состав любой приличной адвенчуры, а такие игры как Thief и Metal Gear Solid только прокладывали дорожку будущему тенденциозному поджанру. В числе первопроходцев была и скромная на первый взгляд игра от двух неудачников игроиндустрии. Разработчиком выступила молодая студия Eidetic, печально знаменитая худшим в истории трехмерным платформером Bubsy 3D. Издателем в США, где игра появилась впервые — другая посредственная конторка — заштатный дивизион SCEA под названием 989 Studios. Последние были хорошо известны убогими спортивными симуляторами и средненькими сиквелами приличных гоночных игр. Именно они за год до того испортили прежде безупречную поступь Twisted Metal сломанным физическим движком третьей части. Но при такой блеклой родословной Syphon Filter (а скромной игрой явилась именно она) внезапно заставляла буквально визжать от восторга практически всех вокруг. Да так заставляла, что в Европе через полгода издавала ее уже сама Sony.

Эффект был примерно такой, как если бы сейчас студия «Алавар» сделала продукт уровня Assasin's Creed, а доводить оный до прилавков взялась Majesco или THQ. Причем этот продукт был бы в плане арт-дизайна чистым двойником приключений Альтаира, а сценарий его списывался бы у одной из серий оригинальной «Команды А». Например, той, где беглецы во главе с Мистером Ти угоняют советский бомбардировщик посреди neobiatny matushka zima. Негр в ушанке и вооруженные огнеметами французы прилагаются. В общем, выстрелила вот такая вот игра.

Трэш, китч и подсудное дело
Syphon Filter - Трэш, китч и подсудное делоТрэш, китч и подсудное дело

Кто виноват, и что делать, та же Sony выяснила довольно быстро, подобрав на всякий случай Eidetic под свое крыло. За десять лет ребятки уже под именем Bend наклепали с полдюжины сиквелов — и ни разу не превзошли оригинал. Незримый кто-то с левого плеча подсказывает, что им все это время не хватало градуса. Градуса безумия.

Мы же помним, как начинался самый первый Syphon Filter? Помним масштабные военные действия в Вашингтоне, с взорванным метро, людьми в масках на крышах каждого здания и вашими соратниками в желтых костюмах химзащиты, дружно уходящими в страну вечной охоты под нестройным вражеским огнем. Чуть позже мы посылались на русскую военную базу в Казахстане (копается в голове на предмет своих геополитических знаний), потом в славный незалэжний черный-черный город Ужгород, где в черном-черном замке у нашего черного-черного немецкого антагониста была лаборатория по производству биологического оружия. Дальше Логан становился свидетелем настоящей войны между двумя группировками в складской зоне за те самые химпрепараты, а затем оказывался в подземном тоннеле чуть ли не до Китая, на выходе из которого его ждал сам главный злодей в обнимку с ракетой, готовой полететь и заразить вирусом «Сифонного фильтра» и Ужгород и Вашингтон и Урюпинск с Крещатиком. Уф…

Как видите, все 15 часов действа вокруг творилась какая-то «глокая куздра», не подвластная разуму ни одного политического эксперта, кроме пришельца Морбо из «Футурамы». По сравнению с событиями Syphon Filter ядерные боеголовки на Аляске и огромный боевой динозавро-подобный робот кажутся чем-то нормальным, привычным, добрым и вечным, будто их можно встретить в соседнем квартале. К слову, Кодзима к третьей части своей знаменитой шпионской эпопеи явно научится перенимать подобную шизоидность происходящего, перенеся действие в жаркие уральские джунгли.

Трэш, китч и подсудное дело
Syphon Filter - Трэш, китч и подсудное делоТрэш, китч и подсудное дело

Фата-моргана Metal Gear Solid всплыла в моем измученном местным китчем мозгу не случайно. Смотрим: суровый главный герой-одиночка в камуфляже, постоянно названивающий своей азиатской напарнице — есть. Какие-то правительственные заговоры, могущественные тайные организации и прочий serious business — есть. Заснеженные поля, прятки на складских базах, битва с вертолетом, оружие массового поражения — тоже, почему-то, есть. Беззастенчиво и нагло заимствованные (очень мягкое слово) идеи должны стучать в сердце ядовитым пеплом клонированного Клааса, но внезапно вся эта каша начинает бурлить, пениться и приносить удовольствие.

Секрет лихого Монстра Франкенштейна кроется в недостатках первоисточника и грамотных «твиках», которые Eidetic проделали с оным. Всех, абсолютно всех если не бесила, то отвлекала система наведения, с коей Солид Снейк мазал по охранникам в упор — и в результате наш дорогой товарищ Гейб получает автоприцеливание. Многим, еще непривычным к своему игровому будущему, не нравилась постоянная необходимость прятаться и скрываться — так держите, некоторые из миссий Syphon Filter не требуют ползать на карачках тихой сапой в попытке задушить «вертухая». Часто, особенно в первой половине игры (позже враги поголовно примодняются бронежилетами), альтернатива «покрошить гадов из М-16» будет выглядеть заманчивее, чем долгое сидение за кустом с глазом в окуляре снайперской винтовки.

Трэш, китч и подсудное дело
Syphon Filter - Трэш, китч и подсудное делоТрэш, китч и подсудное дело

В двух лишь составляющих американцы не смогла переплюнуть японцев из Konami. Они не вдохнули в противников хотя бы парочку правдоподобных чувств, заставив их довольствоваться одним зрением, да еще каким-то странным слухом, но никак не логикой. Вражеская «солдатня» отлично слышит свистящую в пяти метрах пулю, выпущенную из пистолета с глушителем, но в упор отказывает замечать человеческие шаги у себя за спиной. Ну а когда взять умом боты оказываются не способны, местный демиург любит включать волшебный триггер, выпускающий на игрока нескольких хорошо вооруженных цепных псов подмоги с дробовиками наперевес. Часто этот "ящик Пандоры" несовместим с условиями миссии - и заставляет загружать последнюю точку сохранения.

Вдобавок к изрядной тупости, враги (да и положительные действующие лица) не отличаются изяществом форм, особенно если сравнивать с тем же самым шедевром господина Хидео Ка. Герои-мужчины будто делят между собой одну-единственную модель плохо обструганной, угловатой куклы. Конечно, они анимированы совсем не так по-идиотски, как персонажи поделок по "Пиратам Карибского Моря", но выглядят абсолютно одинаково в каждом движении. Что протагонист, что злодей Рёмер. Пара девчонок по разные стороны баррикад картину не меняет — женские персонажи в кадре появляются крайне редко.

Трафаретность персонажей здорово разбавлена живой струей вечной активности наших бегающих марионеток, а также энной разрушаемостью окружения вместе с неплохими спецэффектами. Собственно, Syphon Filter этим и берет — очень часто Гейб является всего лишь «Самой Большой Шестеренкой» крутящегося вокруг механизма. Сражаться в команде, или наблюдать сражения занятых постоянным респауном солдатиков — это всё-таки круто, когда тебе 13 лет, а Playstation — самая мощная консоль в округе. А еще круто крошить стекла, разбивать фонари и бутылки, а также писать на стенах неприличные слова очередями из «Хеклера и Коха». Собственно, «"дцать" годков назад» мы с друзьями детства часто занимались именно последними видами активности вместо движения по линейке чекпоинтов.

Трэш, китч и подсудное дело
Syphon Filter - Трэш, китч и подсудное делоТрэш, китч и подсудное дело

Вообще, мои нынешние впечатления от игры удивительно коррелируют с первоначальными, с логичной поправкой на прошедшие годы. Тогда, в 1999 году, не было краше игры, чем вот эта. Ну, кроме, Финальной Фантазии за номером Семь — но то ведь совсем другое пространство. И вот сейчас, несмотря на пришедшее понимание второсортности (да, чего темнить) почти всего, что вложено в «Сифонный фильтр», я замечаю, что часы и миссии пробегают мимо как-то уж слишком быстро. И вот уже та самая, любимая бойня на складах, и хочется залезть на крышу, остановиться, бросить джойстик, и смотреть, смотреть, смотреть, как дохнут разноцветные солдатики...

101
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

23 комментария к «Трэш, китч и подсудное дело»

    Загружается
Чат