Почти вчера, в году 2007, кампания Sierra выпустила тактическую стратегию World in Conflict. Несмотря на наличие средней по продолжительности кампании, игра была заточена в основном под мультиплеер, оставляя любителям одиночных сражений не самый оригинальный сюжет да туповатый "железный мозг" для игры с ботами. Напомним, что сюжет уводил нас в альтернативные восьмидесятые прошлого века, где CCCP сам обрушил Берлинскую стену, вторгся на территорию Европы, а затем высадился на берегах Америки, моментально отхватив город Сиэтл. Однако вторжение сорвалось благодаря отваге полковника Сойера и его подчиненных (точные цифры личного состава привести забыли), который напакостил где только мог и застращал силы вторжения до седых волос. Пафосная концовка оставляла нас в том же Сиэтле, куда еще более стремительным контрударом ворвались жалкие остатки армии (дивизии? полка?) полковника Сойера, уничтожив штаб-квартиру советской армии и обратив в паническое бегство противника(!). Ну и отменив тем самым атомную бомбардировку Сиэтла, на которую пошел президент США, руководствуясь принципом "меньшего зла".
После этого Sierra изрядное время кормила игроков "завтраками", обещая дать возможность поиграть за русских в дополнении Soviet Assault. Которое, кстати, сначала обещали выпустить в одной пачке с оригиналом для консолей, и чуть позже - отдельным продуктом для PC. После этого судьба тайтла претерпела ряд испытаний, когда студия-разработчик вместе с самой игрой перешла в загребущие лапки Ubisoft. В результате консольщики так и остались без "Конфликтующего мира", а обещанный довесок добрел до прилавков цифровых и обычных магазинов только в марте 2009. Так что же мы получаем за свои 19.99$? Всего-навсего 6 новых миссий, которые вплетены в оригинальную кампанию, доведя общее количество миссий до 20 штук. Все остальное скачивается с патчем версии 1.0.10 совершенно бесплатно.
Начали за здравие, закончили за упокой
Итак, никакой возможности сыграть полноценную кампанию и таки показать янки социализм во всей его красе. Хорошо, разочарованно вздохнув, попробуем посмотреть, что там в этих шести миссиях выдали разработчики.
Для начала, это четыре новых героя:
1. Лейтенант Романов (похоже, самая известная и популярная русская фамилия на Западе) - наш аватар.
2. Полковник Орловский - командующий силами вторжения (опять забыли уточнить размеры). Истинный воин, обладающий как волей к борьбе, так и состраданием к поверженному противнику.
3. Майор КГБ Лебедев - старый друг Орловского, самый нетипичный персонаж в игре. Уникальность его в том, что он совершенно далек от всех штампов классического сотрудника органов - не ищет предателей Родины, не призывает громить капиталистов, не тащит никого в подвалы. При этом он вообще никак не выделяется, практически всегда играя роль второго плана.
4. Капитан Малашенко - подчиненный и племянник Орловского. Самый яркий персонаж среди русских, что весьма печально. Ибо если сначала он выглядит патриотом и воином (боец ВДВ, кстати), то потом патриотизм перерастает в слепой фанатизм, а наш герой готов казнить направо и налево как гражданских, так и собственного дядю. Личная трагедия, в виде погибшей беременной жены, капитана особо не трогает, а лишь укрепляет его в решимости раздавить "капиталистическую гадину", дабы подобного (рейдов) больше никогда не повторилось. В общем - психопат и маньяк.
Сюжет за "наших" начинается в 1988 году, во время падения Берлинской стены. Проще говоря - мы захватываем западный Берлин и начинаем торжественное шествие СССР по Европе. Дальнейшие миссии вносят сумбур в сюжет оригинальной кампании, поскольку с оригинальной линией практически никак не пересекаются, зато во всех этих "за два часа до", "два дня после" и "три недели спустя" игрок начинает слегка путаться. Единственное, скажем так, пересечение происходит в тот момент, когда во время рейда на территорию СССР, капитан Бэннон в горячке боя расстреливает гражданских. Момент достаточно сомнительный, поскольку на экранах мониторов это выглядит так: одетые в военную форму люди и палочка с белой тряпкой (никаких женщин, детей и стариков). Уже в этот момент наезд полковника Сойера на бедолагу, как и дальнейшие душевные терзания последнего, выглядят слегка натянутыми - лишь супермен способен разобраться в горячке боя (тем паче - зимой и под вражеским огнем), что же несут вражеские солдаты - белый флаг или РПГ. А когда полковник Орловский сообщает Малашенко о гибели жены в результате рейда вражеских сил на территорию СССР... Ну не было там беременных женщин с белыми флагами. Да и зачем бы жена офицера советской армии побежала сдаваться вражеским войскам - непонятно. Впрочем, может, это был другой рейд, и автор придирается зря (хотя о других подобных операциях в кампании не сообщают)... И не стоит ему издеваться над трагедией капитана, хотя еще в первой (точнее уже во второй) миссии кампании советские войска без зазрения совести бомбят стадион, на котором укрылись американские беженцы (которых мы, к счастью, успели вовремя спасти) - и вроде никто особо не переживает.
В общем, миссии за СССР в плане сюжета хромают на обе ноги. То американские партизаны портят кровь (45 убитых и 9 раненых в одной из засад - и ни одного убитого партизана!), и мы отправляемся ловить его лидера. А партизаны тут - не чета остальным: и вооружение национальной гвардии, включая тяжелую технику (вплоть до установок залпового огня "Патриот"), и личный состав сплошь из одних "рэмбо". Хотя потом вообще окажется, что вокруг партизанского лагеря солдат регулярной армии бегает больше, чем партизан.
То конвой нужно провести обратно к Сиэтлу - а кругом враги! И тот факт, что согласно сводкам, половина Америки уже захвачена и подобных сил на оккупированной территории уже просто не должно быть - это все мелочи жизни. А уж когда полковник Орловский заявляет, что это не его война и он поведет своих солдат домой - это уже явный перебор. Если взять в расчет тот факт, что полковник командует полком, а не армией, то отплыть обратно в СССР ему бы просто никто не позволил. Про трибунал и расстрел вообще умолчим. Если же пофантазировать и представить, что полковник Орловский командовал всеми силами вторжения, то а) его не должен был настолько смутить факт ядерной бомбардировки американцами и своих, и чужих войск; б) он прекрасно должен был понимать, что и сам, и весь офицерский состав тут же предстанут перед военно-полевым судом, а фраза "В нас кинули ядерную ракету" вряд ли сойдет за оправдание.
Если же отвлечься от сюжета, то нельзя не отметить, что технически все шесть миссий сделаны если не на "отлично", то на "очень хорошо" - как минимум. Так игроку придется побегать разведотрядом, вынося хорошо укрепленную точку ПВО исключительно силами пехоты. Или командуя отрядом "Пионов" (самоходная гаубица с орудием калибра 203 мм) прикрыть силы капитана Малашенко, избегая вражеской артиллерии и вертолетов. Чтобы в следующий момент уже вести звено "вертушек" на поиски вражеских пусковых установок, попутно истребляя орды американской техники. Даже сюжетные перипетии не так режут глаз, когда игрок каждый раз попадает из одной передряги в другую.
Итого
Покупать "Soviet Assault" имеет смысл только в одном случае: вы хотите поиграть в World in Conflict, и у вас нет оригинального издания - так почему бы не взять сразу все, доплатив 10$ сверху. Платить же 19.99$ (именно столько просят в службе Steam) за довесок в шесть карт, чтобы узнать, что в армии СССР служили психопаты, готовые сдать половину завоеванной Америки при угрозе ядерного удара, не имеет никакого смысла. Все же технические обновления (карты для сетевой игры, улучшение движка и пара новых моделек), как уже говорилось, устанавливаются бесплатным патчем.