Отзыв-мнение на «Rise of the Tomb Raider»: больше, краше, душевнее...
Я долго колебалась, стоит ли вообще писать обзор на игру, вышедшую уже достаточно давно, чтобы перестать числиться свежачком, но не настолько давно, чтобы превратиться в ретро. С одной стороны, все, кто хотели пройти последнюю Лару, уже прошли, все те, кто сомневались на ее счет, уже прочли различные обзоры и отзывы, посмотрели стримы и летсплеи и приняли для себя то или иное решение. В этой ситуации сказать что-то новое спустя полтора года после релиза проекта вряд ли получится. С другой стороны, игра, от которой я многого не ждала, сумела меня тронуть. То, что начиналось как простой экшен – беги, стреляй, прыгай, карабкайся, – неожиданно обернулось чем-то большим, способным взять за душу и заставить проникнуться если не симпатией, то хотя бы сочувствием, причем не только к союзникам, но и к антагонистам. В итоге я решила не подавлять в себе желание высказаться, поделиться впечатлениями, однако сделать это не в формате стандартного обзора, претендующего на объективность, а в виде отзыва-мнения, где субъективные оценки вполне уместны. По той же причине позволю себе «якать» чуть больше обычного. Все-таки это мое мнение, мое видение и мое восприятие. И да, я его не навязываю. Я им просто делюсь.
Внимание. В тексте и на скриншотах присутствуют незначительные сюжетные спойлеры. |

МИР И ПЕРСОНАЖИ
Юная Лара Крофт, чудом выжившая в свою первую экспедицию на остров Яматай, на сей раз в глуши постсоветской Сибири пытается отыскать затонувший (в нижегородском Заволжье, любой школьник это знает) град Китеж, в архитектуре которого преобладает почему-то византийский, а не древнерусский стиль... Завязка, помимо стандартного перечня развлечений, типичных для экшен-адвенчур с изрядной долей шутерности, обещала еще и развесистую клюкву в виде диких русских в шапках-ушанках, медведей с балалайками и вездесущей водки, разлитой по матрешкам. Главные недруги представлялись привычным шаблонным персонифицированным злом, единственное предназначение коего – усердно мешать ГГ добраться до конечной точки назначения и в конце бездарно убиться от его/ее руки/пушки/ледоруба, злом абсолютным, неисправимым, лишенным полутонов и оттенков. На деле вышло несколько иначе, то есть лучше.

По мере прохождения сюжетной линии многие моменты, поначалу вызывавшие недоумение, перестают восприниматься таковыми, поскольку получают вполне убедительное объяснение и обоснование, подаваемое через внутриигровые документы, флэшбеки и высказывания ключевых персонажей. Мир и история предстают как вполне логичные и по большей части непротиворечивые. Более того, сведения из второй части перезапуска серии проливают свет на события и мотивацию главной героини в первой части. Наконец становится ясно, что на самом деле двигало Ларой, отправившейся ранее на Яматай, во владения мифической Императрицы Солнца, а теперь вот – в затерянный невесть где Китеж. Становление знаменитой расхитительницы гробниц продолжается, но пока еще ее влекут не непознанные тайны сами по себе, а стремление восстановить честь отца, слишком смелые предположения которого в свое время не были приняты научным сообществом и в результате стоили ему жизни.

Меня приятно удивило то, как в игре представлены «русские» (точнее, китежцы) – дружественная Ларе фракция. В их изображении нет даже намека на идиотическую лубочность, убогость или карикатурность. Напротив, это весьма отважные и достойные во всех отношениях люди – потомки выходцев из Византии, смешавшиеся с местными сибирскими аборигенами, но не утратившие свою культурную идентичность и историческую память. Более всего они напоминают старообрядцев, но без излишней религиозной строгости и фанатизма, свойственных нашим староверам. Хотя быт и хозяйство Потомков, так именуют себя китежцы, соответствуют аграрному, доиндустриальному типу общества (последствие добровольной и осознанной самоизоляции), их разум открыт новому как в техническом, так и в культурном плане. Контактов с пришлыми они стараются избегать, но попавших в беду чужаков из внешнего мира не бросают и иногда даже принимают в свою общину. В общем, на мой взгляд, вышло все приличненько и без клюковки.

Единственное, что позволили себе забугорные создатели, воспитанные на пресловутых демократических ценностях, – толику антисоветчины: ГУЛАГ, безжалостные чекисты-коммунисты, исковерканные судьбы талантливых людей, попавших в заключение, варварское отношение к досоветскому культурному наследию... Довольно-таки шаблонный набор стереотипов, которые в игре присутствуют, да, но в умеренной дозе, не вызывающей отторжения. Острота и болезненность затрагиваемой темы советского периода в истории России отчасти приглушается тем, что все это осталось в прошлом. На момент появления в тех местах Лары о нем напоминают лишь руины лагерных построек, полуистлевшие останки надзирателей, пожелтевшие документы и чудом уцелевшие вещи заключенных. К тому же злодеяния Советов меркнут на фоне преступлений, совершенных и замышляемых двумя вымышленными антагонистичными фракциями – орденом «Троица» и бессмертными воинами Пророка (легендарного основателя и духовного лидера Китежа). Сейчас, оглядываясь на пройденную игру, я даже испытываю благодарность к разработчикам, сумевшим практически никак не задеть мои патриотические чувства и тем самым не испортить впечатление от хорошего в целом проекта. А на всякие курьезы, проистекающие из незнания иностранными игроделами русского языка, я попросту старалась не обращать внимания. Дикари-с, ну что с них взять?


Пожалуй, единственный значимый персонаж, к которому я так и осталась равнодушна, – сама Лара Крофт. В игре хрупкая с виду девушка предстает этакой леди Рэмбо, бойцом элитного военного подразделения, способной навалять всем и каждому хоть в перестрелке, хоть в рукопашной. Я понимаю, законы жанра экшен требуют, чтобы только ГГ мог забраться в самое пекло и выйти оттуда невредимым, но даже в этом должна быть мера и соответствующим образом прописанная история. Я верю, например, в Эмили Колдуин из Dishonored 2 – ее папка с десяти лет учил стелсить, драться, убивать. Верю в Иви Фрай из Assassin's Creed: Синдикат – ее тоже с детства натаскивали быть ассасином. А вот в Лару мне слабо верится – слабо верится в ее боевое превосходство над профессиональными солдатами удачи из «Троицы» – крепкими мужиками, прошедшими не одну заварушку. Исключительно на силе воли и твердости характера против таких противников долго не выстоишь. Нужны еще навыки и опыт, но с этим в биографии перезапущенной мисс Крофт все весьма мутно. Тем не менее в игре она, помимо прочих подвигов, ловко крушит вражьи черепушки альпинистским топориком, режет сухожилия и глотки, ходит на медведя с самодельным луком из перевязанных бечевкой прутиков. Такой же фальшью и надуманностью отдают и адресованные ей пафосные высказывания других персонажей: мол, кто, если не ты, мол, ты особенная, других таких нет и далее в том же духе. Похоже, Джон Стэффорд, Рианна Пратчетт и Ко снова не сумели до конца в сценарий и диалоги, хотя искренне пытались, и вышло у них все равно лучше, чем в прошлый раз. Причем, видать, настолько лучше, что в 2016 г. Гильдия сценаристов США сочла их достойными награды за выдающееся достижение в области написания сценария для видеоигр, прокатив при этом сценаристов Ведьмак 3 и Pillars of Eternity (вот только не просите меня комментировать сие решение).

СЮЖЕТ, ЗАДАНИЯ И ЛОКАЦИИ
В отличие от проработанного мира и цепляющих за душу персонажей сюжет Rise of the Tomb Raider прост как хлебушек, прямолинеен, как больничный коридор, и в ряде аспектов копирует сюжетные элементы Tomb Raider. Авторами задумывалась парочка интриг, но для меня, а возможно, и для большинства игроков, они не сработали. Как-то уж все было очевидно с самого начала, кто есть кто и где собака порылась. Один лишь раз, в самом конце нам позволяют сделать выбор, исключительно моральный и не имеющий каких-либо последствий, – чего не станет совершать ваша Лара, поправит за нее скрипт. Периодически повествование о происходящем здесь и сейчас прерывается флэшбеками, выполненными, за единственным исключением (поездку в Сирию нам дают проиграть), в виде довольно длинных катсцен. Лара вспоминает свое детство, отца, обстоятельства его гибели и события, непосредственно предшествовавшие ее путешествию в Сибирь. Все эти картинки из прошлого позволяют нам лучше понять мотивацию героини, ее настойчивое стремление доказать верность отцовских гипотез и предположений. И эти же воспоминания связывают в единое целое обе части перезапуска: Яматай был первым пунктом в ее списке по сбору неопровержимых доказательств, Китеж – вторым.

Фракционная структура игры мало изменилась со времен первой части перезапуска. Лара в основном действует одна (ну, леди Рэмбо и всякое такое), однако у нее есть союзники и соратники, на сей раз преимущественно из местных, с которыми она связывается – божечки, опять! – по рации. Ей противостоят враги естественные – бойцы «Троицы» (аналоги Братьев Солнца из Tomb Raider), пушечное мясо, уничтожаемое в промышленных масштабах, – и враги сверхъестественные – древние воины, утратившие душу, но обретшие бессмертие (аналоги штормовых стражей). Большую часть игры наша неутомимая девушка воюет с первыми; вторые подтягиваются ближе к финалу, когда до конца приключения остается буквально пара локаций. В общем, если вы проходили «Расхитительницу гробниц» 2013 г., чувство дежавю вам обеспечено.

С локациями схожая фишка. В обеих частях присутствуют древние полуразрушенные храмы, набитые останками разной степени разложения и скелетированности катакомбы, пещеры с реками крови, кусочки леса с диким зверьем, брошенные постройки двадцатого века и живописные долины с деревянными домиками, утесами и водопадами. Такое ощущение, будто разработчики решили не изобретать велосипед и за основу взяли уже апробированный набор биомов. Большинство локаций коридорные и только некоторые могут претендовать на звание условно открытых. Условно, потому что они относительно невелики и каждая из них в отдельности составляет незначительную часть игрового мира. В то же время по сравнению с игрой 2013 г. размер и дизайн локаций изменились в лучшую, с моей точки зрения, сторону. Они стали больше, а главное – удобнее и в плане ориентации на них, и в плане передвижения, и в плане доступности тех или иных участков. До сих пор помню, как выбешивала меня Горная деревня в Tomb Raider – хаотичное нагромождение множества уровней, где хрен поймешь, как и в какой точке карты можно попасть с одного уровня на другой.


Общая атмосфера локаций, да и игры в целом, тоже изменилась. В Rise of the Tomb Raider нет того духа кровожадного безумия, хоррорности и безысходности, которым буквально пропитана Tomb Raider. Вторая часть перезапуска избавилась от омерзительных гор относительно свежей расчленки (мумифицированные останки и тела сожженных заживо солдат «Троицы» не в счет) и существенно, на мой взгляд, улучшилась в визуальном отношении. Проще говоря, виды стали красивее, а отдельные локации обрели свое собственное настроение – величественный, загадочный и немного зловещий Китеж, умиротворенная Геотермальная долина, ностальгически совковая (по-другому и не скажешь) Советская база...


Преобразилась и квестовая, если так можно выразиться, структура игры. В ней появились побочные (опциональные) задания от представителей союзной фракции, а дополнительные активности по расхищению гробниц и поиску collectibles стали теснее связаны как между собой, так и с основной сюжетной линией. Сбор и прочтение документов, например, дают возможность узнать предысторию ключевых персонажей и мира. А еще это позволяет Ларе совершенствовать знание ряда языков и читать надписи на фресках и обелисках, указывающих местоположение других коллекционных предметов, в частности древних монет. Последние есть самая настоящая внутриигровая валюта, за которую в магазинчике можно прикупить уникальные улучшения для оружия. Другой способ получить уникальные предметы экипировки и все те же монеты – выполнение заданий союзников. Они примитивные – «иди-найди-принеси», «иди-убей», «иди-сломай/почини», – но свой вклад в разнообразие игрового процесса тем не менее вносят, приросту опыта и ресурсов способствуют, а потому по-своему хороши. Их немного, и они вряд ли успеют надоесть.

ГЕЙМПЛЕЙ, ПРОКАЧКА, КРАФТ
Унаследовав от Tomb Raider базовые принципы геймплея, прокачки героини и ее оружия, а также крафта, продолжение обзавелось массой самостоятельных фич, усложнивших и то, и другое, и третье. Основу геймплея по-прежнему составляют паркур по пересеченной местности c преодолением естественных и рукотворных препятствий, отстрел мобов и решение головоломок. Вместе с тем расширение арсенала и доступных Ларе умений открывает перед игроками больше тактических возможностей в бою и способов передвижения по локациям. По сравнению с игрой 2013 г. Rise of the Tomb Raider может похвастаться более продвинутым стелсом. Помимо прятанья за укрытиями, наша героиня теперь умеет ныкаться в кустах и лазать по деревьям (ну как тут не вспомнить Assassin's Creed III!), а также нырять и плавать под водой. К бесшумным хэдшотам и убийствам сзади добавились отравление посредством ядовитых стрел, убийства в полете и из-под воды (и снова не могу удержаться от ассоциаций с Ассасинами). При этом количество ситуаций, где можно постелсить, тоже увеличилось, а число навязанных скриптом открытых столкновений, как мне показалось, уменьшилось. Да и вообще вторая часть перезапуска не является преимущественно шутером от третьего лица с укрытиями, какой была Tomb Raider. Ее с полным основанием можно назвать экшен-адвенчурой, где на первом месте паркур и головоломки, а не пиу-пиу и бдыщ-бдыщ-бдыщ, хотя последнее тоже имеется в наличии. Для преодоления препятствий кроме привычных уже ледоруба и канатной стрелы («кометы») мисс Крофт получит еще и некое подобие крюка-кошки, научится использовать «комету» как тарзанку и заимеет в свой арсенал особые верхолазные стрелы. Правда, все эти замечательные приспособления по-прежнему можно использовать только в специально отведенных для них местах. Об их взаимозаменяемости или альтернативности речи, увы, не идет. Хорошо хоть в ситуации боя допускается варьировать уже открытые умения, оружие и боеприпасы как душе угодно.

Гробницы – знаковый для всей франшизы элемент – снова заняли достойное место в сюжете и геймплее. В Rise of the Tomb Raider, в отличие от Tomb Raider, они более не выглядят как «вставная челюсть», добавленная в игру только ради оправдания ее названия. Напротив, их существование напрямую обусловлено трагическими событиями в истории Китежа. Каждая расхищенная усыпальница принесет вам не только чертежи уникальных улучшений для оружия или уникальные умения, но и просто подарит удовольствие от решения головоломок, которые со времен предыдущей части – ура! – усложнились. Заковыристыми их, конечно, не назовешь, но и одноходовыми тоже. Тайминг встречается, но не особо жесткий. В любом случае, повод напрячь мозг есть, и это уже радует.

Система прокачки и крафта в Rise of the Tomb Raider заметно усложнилась по сравнению с ее предшественницей. Веток развития у Лары все также три – боевые навыки, охота, выживание. Однако самих навыков в каждой ветке стало вдвое или даже втрое больше. Часть из них (незначительная) открываются автоматически при прохождении определенных ключевых моментов в сюжетной линии, другие (большинство) – за очки навыков, получаемые по мере накопления опыта, третьи (буквально единицы) – в результате расхищения гробниц и склепов. Сам процесс прокачки идет тяжелее, чем в игре 2013 г. Если в Tomb Raider уже к середине сюжетной кампании можно было иметь практически полностью прокаченную героиню, то в Rise of the Tomb Raider подобной халявы не наблюдается. При пройденной на 100% игре (сюжет + все побочки, гробницы, collectibles и испытания) у меня остались неоткрытыми еще три навыка.


С прокачкой оружия ситуация еще более непростая. Помните, в Tomb Raider единственным ресурсом, необходимым для прикручивания улучшений к средствам смертоубийства, были запчасти, которые дропались буквально отовсюду, даже с животинок, и могли накапливаться в Ларкиных карманах в неограниченном количестве. В Rise of the Tomb Raider все иначе и мудрёнее. Во-первых, хотя категорий оружия у нас по-прежнему четыре – лук, пистолет, винтовка и дробовик, – каждая категория теперь включает в себя несколько видов соответствующих смертоносных девайсов, три или четыре, различающихся по своим характеристикам – урону, скорострельности, боезапасу, силе отдачи и т.п. В итоге мы качаем не лук или дробовик вообще, а лук или дробовик определенного вида. Лишь часть улучшений применяются сразу ко всем образцам вооружения данной категории, другая часть – только к образцам данного вида. Например, рекурсивные, блочные луки и луки из рога помимо общих имеют и свои особенные улучшения, а потому прокачиваются отдельно. Сменить активный вид оружия в каждой категории можно в любом базовом лагере.


Во-вторых, перечень ресурсов, используемых для создания улучшений в Rise of the Tomb Raider, содержит более одного наименования. Таковых здесь аж пятнадцать, в шмотник Лары они помещаются в весьма ограниченном количестве и далеко не все из них встречаются на каждом шагу. Лимитированность ресурсов превращает охоту, облучивание павших мобов, фарм ящиков/кустов/грибов/рудных жил и т.п. – сугубо опциональные развлечения в Tomb Raider – в жизненно важные активности. В-третьих, не все образцы оружия и улучшения к ним крафтятся. Одни из них, как и в случае с навыками героини, добываются из гробниц, склепов и специальных ящиков, запрятанных на локациях, другие – покупаются за древние монеты во внутриигровом магазинчике. Прокачать по полной к концу игры один или несколько видов оружия возможно, но в ущерб прокачке других видов.

Ассортимент боеприпасов тоже стал разнообразнее по сравнению с предыдущей частью. Отравляющие стрелы я уже успела упомянуть. Они, на мой взгляд, самый читерский боеприпас в игре, наносящий урон по площади и открываемый буквально в самом начале сюжетной линии. Почти любой уберзольдатен мрет с них на раз-два. Бойцы-щитники, заставлявшие Ларку из Tomb Raider шустро шевелить булками в отчаянной попытке оказаться у них за спиной и пустить в нее пулю-другую, теперь выпиливаются легко и непринужденно. Стремление разработчиков сбалансировать неизменно критический урон от яда посредством резкого ограничения предельного количества таких стрел в колчане героини (до 3; при прокаченном шмотнике – до 7) увенчалось успехом лишь отчасти. Ресурсы, требуемые для их изготовления, не относятся к категории редких, а мастерить новые стрелы взамен потраченных можно прямо на бегу. По мере продвижения по сюжету к отравляющим суперстрелам добавятся стрелы зажигающие и с кассетной бомбой, поджигающие патроны для дробовиков, экспансивные пули для пистолетов и гранаты для винтовок. Все эти расходники, в отличие от обычных патронов, не собираются по локациям, а крафтятся на ходу при наличии соответствующих ресурсов.


Буквально на коленке (если имеющие ресурсы и подручный материал позволяют) Лара способна мастерить самодельные взрывные устройства – шрапнельные и дымовые гранаты, коктейли Молотова, радиомины и ядовитые мины-ловушки, крепящиеся к трупам врагов (вдруг как оставшиеся в живых товарищи придут их проведать) – и сразу же пускать их в ход. Также на бегу и на коленке наша героиня ухитряется накладывать себе лечебные повязки, восстанавливающие здоровье – аналог аптечек. На них тоже тратятся ресурсы – трава и ткань. Альтернативный, совершенно бесплатный, но медленный и доступный исключительно на низких уровнях сложности способ поправить пошатнувшееся в бою здоровье – автоматическая регенерация. Кроме того, незначительные бафы к регенерации, боеприпасам, а также к умениям Лары дают некоторые из ее костюмов, коих в игре около трех десятков. В Tomb Raider смена прикида была исключительно опциональной фишкой для тех, кому приедалось внешнее однообразие протагонистки. В Rise of the Tomb Raider костюмчики служат не только благому делу кастомизации персонажа, но и в ряде случаев несут функциональную нагрузку.


МЕЛОЧИ, ПРИЯТНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ
По большей части всему, о чем говорилось выше, я так или иначе постаралась дать свою оценку. (Помните, я изначально не претендовала на обзор и собиралась лишь поделиться мнением.) Однако прежде чем закруглиться, хотелось бы упомянуть еще несколько моментов, которые произвели на меня приятное впечатление или, наоборот, разочаровали. В плане графики я с удовольствием любовалась на знаменитые Ларины пушистые волосики, которые в катсценах действительно шевелились так, будто каждая волосинка колыхалась независимо от других. Вне катсцен, конечно, такой красоты нет, но и единой пластилиновой массой прическа героини не выглядит. В плане анимации понравилось, как Лара реагировала на пребывание в заснеженных, холодных локациях. Она сжималась и втягивала голову в плечи, словно ее мороз действительно пробирал до костей. Иногда подобные реакции сопровождались словами: «Ой, холодно-то как». Вроде ничего особенного в этих движениях и репликах нет, но ощущения, испытываемые девушкой, они передают замечательно.

Сражений с боссами в основной игре как таковых практически нет. Лично мне запомнились только четыре относительно серьезных противника – медведь в самом начале, огнеметчик примерно в середине, вертолет и Константин в конце. Из этих стычек самым интересным оказался бой с вертолетом. Укорачиваясь от огня его пулеметов, Лара периодически связывалась по рации с союзниками, и те по ее команде запускали горящий снаряд из требушета, который девушке надлежало подстрелить, когда он пролетал в непосредственной близости от вертушки. Потребовалось не одно удачное попадание, чтобы завалить винтокрылого летуна. А чуть ранее героиня сама имела возможность сделать несколько прицельных залпов из древнего осадного орудия. Не берусь судить о реалистичности реализации пальбы из требушета, но сам факт наличия этой пальбы уже является плюсом, имхо, ибо вносит разнообразие в геймплей.

Приятно удивило крайне ограниченное использование в игре QTE. Да, я очень не люблю эту механику, и потому лично для меня ее отсутствие – однозначно хорошо. Кажется, я столкнулась с ней лишь дважды – в стычках с медведем и Константином. В обоих случаях QTE был достаточно простым и проходился без упоминания всуе всем известной матери. Хотя, признаться, от поединка с главгадом из «Троицы» я ждала большего, наверное, чего-то похожего на поединок со штормовым стражем-громилой в конце Tomb Raider, а в итоге он вышел скучнее и быстротечнее, чем схватка с Матиасом.

Говоря об огорчениях, стоит, возможно, упомянуть еще и антагонистичную фракцию бессмертных воинов Пророка. К сожалению, бессмертными они оказались лишь сюжетно, то есть на словах, а геймплейно, на деле, очень даже смертными. Как и бойцы «Троицы», они прекрасно мёрли и от ядовитых стрел, и от кассетных бомб, и от ледоруба по макушке, и от любого иного оружия. Надетые доспехи делали их чуть более «толстыми», но все равно вполне одолимыми противниками. Честно, я представляла себе бессмертных неким подобием уродцев-неубивашек из Thief или адских гончих из Dishonored 2 – мобов, уничтожаемых лишь при определенных условиях, – а получила заурядное пушечное мясо просто с чуть бóльшим запасом брони и защиты.

Напротив, изрядно порадовало сюжетное DLC «Баба Яга», причем порадовало именно в гемплейном отношении – с сюжетом, а точнее с интригой, там опять все вышло предсказуемо и ожидаемо. Пожалуй, Бабка Ёжка в летающей ступе – самый занятный и непростой босс в игре, которого надо еще догадаться, как ушатать (вышеупомянутому вертолету я присуждаю второе место в моей личном рейтинге боссов из Rise of the Tomb Raider). Впереди меня ожидает еще одно DLC и тоже с изюминкой – «Родственные узы». Его я буду проходить на плойке и в VR шлемофоне. По-моему, с сюжетными дополнениями у Rise of the Tomb Raider ситуация сложилась в разы лучшая, чем у Tomb Raider, где мы получили лишь одну дополнительную гробницу, и то уступающую по интересности любой из гробниц второй части перезапуска.

Открытая концовка игры явно намекает на продолжение истории, начавшейся на Яматае. Становление легендарной расхитительницы гробниц еще далеко от завершения, и впереди ее ждут новые приключения. Говорят, эти приключения уже находятся в разработке и на сей раз их создатели планируют обойтись без сценарного «гения» Рианны Пратчетт, что заставляет надеяться на лучшее в плане сюжета. Ну, ok, поживем – увидим. Глядишь, ребята из Crystal Dynamics не свернут с выбранного ими пути улучшения перезапущенной серии, и третья часть окажется еще занимательнее.

И напоследок поделюсь восхитительной финальной песней «I Shall Rise» в исполнении Карен О. С недавних пор она поселилась в моем плейлисте любимых композиций из видеоигр.